anoushe: (MonaLisa)
[personal profile] anoushe
Photobucket

Традиционная деталь иранского хиджаба – чадра (перс. - чадор). Кажется, это единственная мусульманская одежда, которая ассоциируется исключительно с Ираном. Если нужно изобразить условную иранку, ее обряжают именно в чадру. Вот Мона Лиза на юзерпике, который я использую для записей об одежде, как раз в чадре.

О чадре я когда-то уже писала
Сейчас она вызывает у меня ровно те же самые эмоции. Зато теперь я уже знаю, каким боком ее надевать :)

Чадра – явно не изобретение злобных исламистов. Ее носят в Иране издавна, и с ней связано немало местных традиций.

У женщины обычно есть несколько чадр?... ов ей... короче, несколько штук.
На улицах большая часть чадр... эээ... этих нарядов – черная.
Для дома обычно шьется особая чадра. Не то чтобы совсем для дома, а, скорее, для случайных нужд на территории дома: ну, там гости заглянули, соседи постучались и надо дверь открыть и т.д. (Естественно, это касается только тех женщин, для которых захиджабленность при посторонних имеет значение, среди наших родственников и знакомых домашнюю чадру никто не носит – или, по крайней мере, я не видела, чтобы носили).

Моя свекровь говорит, что молиться женщине положено в чадре, причем для молитвы желательно иметь особую чадру: светлую и всегда чистую. Уличная черная не подходит.

Принято, чтобы мать жениха дарила будущей невестке новую, пошитую специально для нее чадру вместе с набором ковриков для молитв. Я ужасно удивилась, когда моя свекровь сделала такой подарок – не мне, нет, я бы на момент свадьбы, скорее всего, отреагировала неадекватно – невесте другого своего сына. На мое удивление мне ответили, что вот есть такая традиция, а если мне вдруг обидно, что я в свое время осталась без чадры, так это можно запросто организовать. Данная же невеста поблагодарила свекровь за приятную натуральную ткань и красивые узоры на ковриках. Хотя на самом деле последнее, в чем ее можно заподозрить, так это в намерении совершать намаз.

Сотрудницы некоторых государственных учреждений обязаны находиться на рабочем месте в чадре. Посетительниц отделений полиции и судов в некоторых случаях в принудительном порядке наряжаю в чадру. Ее выдают на отдельном женском входе в учреждение, там же заставляют смыть макияж, чтобы лица посетительниц приняли одухотворенное выражение (такая сцена есть в документальном фильме «Развод по-ирански»).

В некоторые – надо полагать, самые-самые священные – мечети и мавзолеи нельзя заходить без чадры. Поэтому там ее либо выдают на прокат под залог документа, либо просто так дают

На севере Ирана в сельской местности женщины иногда используют чадру в качестве слинга.


Теперь немного о том, как чадра устроена.

Обычная чадра, в которую женщина может завернуться с ног до головы, представляет собой кусок ткани, раскроенной, грубо говоря, полукругом. Гугл подсказывает, что примерно вот так:

Photobucket

Голова приходится на середину диаметра, а полукруг является подолом.
Для пошива чадры на женщину ростом 1,6 м требуется ткань шириной 5 метров и длиной приблизительно от 1,15 до 1,4 м.

Мне очень хотелось сфотографировать полностью развернутую чадру, потому что, если просто держишь ее в руках, довольно трудно понять, какой она на самом деле формы. Но в трехэтажном доме с тремя гостиными и, кажется, пятью спальнями не нашлось такого места, куда бы она вся поместилась. Поэтому я сложила ее вдвое и сфотографировала на двуспальной кровати:

Photobucket

На голову натягивается левый верхний угол этой конструкции, полукруг – это подол.
Надеюсь, более-менее понятно, как это выглядит в развернутом виде.

Чадра сделана из очень тонкой и легкой, иногда полупрозрачной ткани. В сложенном виде она занимает совсем мало места. Со стороны кажется, что часто чадра бывает совсем синтетической. Но те чадры, что держала в руках я, были натуральными и приятными на ощупь, так что бывает по-всякому.


Какая бы ни была чадра, она в любом случае не заменяет остальной одежды. То есть нельзя надеть, допустим, только ее одну и туфли. Под чадрой иранки носят все то, что было описано в предыдущих записях: необлегающее неяркое манто длиной хотя бы до середины бедра и какой-нибудь головной убор.

Женщина в чадре выглядит как ворона или как пингвин очень живописна. Особенно сзади:

Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket

Вид этих теток меня сильно удручает. Отличный символ угнетенной женщины Востока. Можно брать и вставлять в рамочку. Особенно ту, что с двумя пакетами и веником. (Вообще не торопитесь вставлять, у меня еще с поклажей на голове есть).
Дабы не удручаться, я все время повторяю про себя, что, в принципе, никто их не вынуждает носить именно чадру. Хиджаб – да, должен соблюдаться. Тот, кто не хочет демонстративно оголяться, обтягиваться и каждые пять минут поправлять шарф, может надеть черное манто до пят, черное же макнаэ – и с точки зрения полиции нравов придраться будет совершенно не к чему. Но ношение чадры – это традиция. Большинство тех женщин, что сейчас носят чадру, скорее всего, будут носить ее, даже если режим в стране сменится и хиджаб перестанет быть обязательным. Так что, по идее, особо жалеть этих иранок не стоит.

Со стороны кажется, что чадра безумно неудобна. Как правило, она никак на теле не закрепляется, ее надо постоянно придерживать и периодически натягивать на голову.

Photobucket


Photobucket Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Иногда к той части чадры, которая приходится на голову, пришиваются резинки, чтобы она хоть на затылок не сползала. Здесь видны эти резинки:

Photobucket


Многие завязывают (или удерживают руками) края чадры на талии или на груди, оставляя плечи и руки без этого дополнительного покрытия:

Photobucket Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket


Иногда чадру завязывают крест на крест:

Photobucket

Эта женщина явно - для иранца явно - из села


А иногда превращают ее в юбку, накручивая вокруг талии. Я, правда, не понимаю, для чего в таких случаях вообще нужна чадра. Но вот, носят:

Photobucket


Photobucket


Photobucket


Photobucket Photobucket


Photobucket


Photobucket


А еще чадрой можно прикрыть лицо в тех случаях, когда смог и, кроме выхлопных газов, нечем дышать. Или когда вокруг бегает толпа назойливых туристов с фотоаппаратами:

Photobucket


Короче, сплошное разнообразие:

Photobucket


Иногда зачадоренным дамам не хватает рук, чтобы держать полы покрывала, поэтому они берут свою одежку в рот.

Photobucket


Photobucket


Photobucket


Зрелище не для слабонервных. Я как подумаю о том, насколько там пыльно...
Когда-то я спросила знакомую иранку, почему лично она чаще всего ходит в черном. Она объяснила, что одно время она пыталась носить в Тегеране светлую одежду. И эту светлую одежду надо было стирать даже не ежедневно, а, по-хорошему, чаще. Вышла из дому на пару часов в голубом – вернулась в сером.
Ну, короче, когда я вижу иранку с чадрой в зубах, меня мутит.


Чадра с рукавами

Кроме чадры – просторного покрывала в Иране носят также и другой тип чадры. Странно, но она не называется каким-нибудь особым словом.

Photobucket


Чадра с рукавами – это, фактически, просторный халат с капюшоном, на пуговицах или на молнии. Под него, снова-таки, надевается все, что положено было бы надеть и без чадры, то есть и манто, и платок, и вообще. Но, в отличие от покрывала, чадру с рукавами не надо специально держать.
Более того, чадра с рукавами может быть даже слегка украшена: окантовка, маленькое кружево вместо манжет, цветные вставки.

Photobucket Photobucket


Photobucket


Эта чадра нравится мне несравнимо больше покрывала. У меня возникает ощущение, что ее владелицы уделяют своей внешности гораздо больше внимания. Ну, или, по крайней мере, хоть немного думают о своем удобстве:

Photobucket


Вот, собственно, и все про иранскую чадру.

Photobucket

***
Другие записи этой серии:
Хиджаб
Головные уборы (шарф, платок, макнаэ, хед, кепки и панамки)
Манто
Чадра и давний пост о ней же
Юбки, обувь и перчатки
Никаб
Другие типы женской мусульманской одежды (бурка Персидского залива, бурка афганская или паранджа, абая)
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

2012-02-28 18:36 (UTC)
- Posted by [identity profile] kisochka-yu.livejournal.com
Очень интересно! Ждем-с продолжения!

2012-02-28 18:41 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо :)
Продолжение будет.

2012-02-28 18:45 (UTC)
- Posted by [identity profile] katkout.livejournal.com
Чадра с рукавами очень распространена в саудии, только тут ее называют абая ар-рас (типа абая, натягивающаяся на голову, не знаю, как по-другому перевести). Сползает с головы, да, и кмк, особенно стремно на эскалаторах.
А саудовки очень часто носят типа пижамы под абаями. Ну или лосины-маечки, никаких манто и тп. Но я это видела только потому, что у докторов надо иногда раздеваться. А иногда идет - а у е пижамные штанишки с гуфи выглядывают из-под абаи)))

2012-02-28 19:01 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Я вообще не понимаю, почему в Иране не носят (или почти не носят) абаю. Как по мне - так что чадра, что абая. Только абая все-таки поаккуратнее выглядит. А вот нет. Так-то тоже можно было бы обходиться без манто. Но чадра же сама не держится и не так уж и прикрывает.

Я тоже в помещениях в основном теток рассматриваю :) По улице так только, промелькнет и все. А у врачей надо ждааать.
В Иране тоже некоторые дамы носят такие штаны, что я бы лично назвала их пижамными. Но мне как раз нравится. Выходит такой фолк-стайл :)

2012-02-28 18:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] dreamrealizer.livejournal.com
Ах, если бы они все-таки были не черные.... да, да, про пылищу я прочитала)))
Все-таки многое от климата зависит: я когда в Дахабе(египет) месяц сидела, у меня днем было дикое желание завернуться с ног до головы в ткань, включая лицо - ядерное солнце, сухой воздух, ветрище. Потом пришлось пару месяцев лицо в порядок приводить(((

2012-02-28 19:05 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, я охотно верю, что этот тип одежды и традиция закрывать все тело с лицом и даже глазами - не просто так возник. Мне сейчас вообще непонятно, как люди в жарких странах рахдетыми ходят. Это же просто опасно.

(no subject)

- Posted by [identity profile] dreamrealizer.livejournal.com - 2012-02-28 19:29 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2012-02-28 20:06 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] dreamrealizer.livejournal.com - 2012-02-28 20:12 (UTC) - Expand

2012-02-28 18:52 (UTC)
- Posted by [identity profile] elisapeyron.livejournal.com
интересно! жду ищо =)

2012-02-28 19:06 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Пасиб :) Еще немного точно будет. Главное, успеть выложить, пока в России выборы не начались :) А то жж ляжет.

2012-02-28 19:14 (UTC)
- Posted by [identity profile] pevicei-budu.livejournal.com
мне жест персианки, придерживающей чадру у лица очень напоминает детское милое дурачество "мама, я в одеялке". Что-то ест тут общее.

2012-02-28 19:18 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
:)

2012-02-28 19:14 (UTC)
- Posted by [identity profile] kador.livejournal.com
прекрасная серия постов! и фотографии очень живо иллюстрируют.

2012-02-28 19:19 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо. Я старалась :) И мне ужасно приятно, что результат нравится.

(no subject)

- Posted by [identity profile] kador.livejournal.com - 2012-02-28 19:24 (UTC) - Expand

2012-02-28 19:22 (UTC)
- Posted by [identity profile] toujours-murr.livejournal.com
спасибо! Мне очень понравилась фотка бабки в чадре крест-накрест! Ее единственную было не жалко.

2012-02-28 20:10 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
У нее как раз здоровенный баул за спиной, она производит впечатление нищенки, так что, может быть, ее-то как раз и надо бы жалеть. Не из-за одежды, конечно.
Но в целом эти дамы значительно более независимы и значительно лучше себя чувствую, чем я - с кучей стереотипов о забитой женщине Востока - изначально предполагала :)

2012-02-28 19:25 (UTC)
- Posted by [identity profile] pevicei-budu.livejournal.com
Анюш, а не приходлось видеть приколисток в веселенькой одежде с едва накинутой чадрой?

2012-02-28 20:12 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Честно говоря, не припомню. Но вообще, конечно, чадра еще не показатель праведности :) Говорят, проститутки там тоже в чадрах на работу выходят.

2012-02-28 19:27 (UTC)
- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com
Ух какой классный пост. Поржала от души )))
Не, жалеть никого не надо, им также комфортно в своей одежде как нам в нашей.
Уж чего-чего, а до забитости им как до Луны и одежда здесь ни причём.
Знаете на что обратила внимание ? Восточная одежда обалденно женственная и делает женщину женщиной, но эти тётки в чадре чешут по улицам очень даже по-мужски. Может я ошибаюсь насчёт женственности ? ))))
У меня чадра всегда ассоциировалась с " Белым солнцем пустыни". Но это наверное только в Средней Азии.
Кстати Ваша свекровь абсолютно права. Нельзя вставать на молитву в уличной или грязной одежде. Всё должно быть с иголочки, первый раз одето после стирки, всё, и трусы тоже. Но мало кто заморачивается с гигиеной.
Лучше бы они свои чадры делали не чёрными. На чёрном очень грязь и пыль видны. Зрелище наверное очень отталкивающее...

2012-02-28 20:25 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо :)

Честно говоря, мне этот наряд очень, ну, вот просто очень не нравится. С мужчиной, конечно, такую даму не спутаешь. Но... вот мешок из-под картошки, например, чем не одежда? По-моему, он будет не хуже смотреться.
Я считаю, что одежда все-таки должна иметь какую-то форму. Пусть она будет закрытая, но от мешка все-таки должна качественно отличаться.
Меня этот черный просто убивает. Вот реально на улицах черно. И это же не ограничивается одеждой. Этот вечный траур, запрет развлечений. Мы видели мечети, возле которых транспаранты призывают отмечать ашуру каждый месяц. Это не считая того, что там и так регулярно по ком-нибудь из религиозных деятелей траур. Очень странный для меня образ жизни. Я смотрю на теток в чадрах, и они кажутся мне инопланетянками.

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2012-02-28 21:00 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2012-02-29 09:05 (UTC) - Expand

2012-02-28 19:34 (UTC)
- Posted by [identity profile] rogatkina-ezhik.livejournal.com
Спасибо, очень познавательно! И Вы правы. что в жарких странах тело должно быть максимально закрыто от солнца, радиации, мельчайшего песка.

2012-02-28 20:25 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете :)

2012-02-28 19:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] lapot.livejournal.com
...ждём продолжения.

2012-02-28 20:25 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
:) Главное, чтобы жж работал.

2012-02-28 20:08 (UTC)
- Posted by [identity profile] katringm.livejournal.com
О, я себе такую, с рукавами, прикупила в Ширазе и даже в Москву привезла. Думаю как-нибудь в метро прокатиться :) Интересно, далеко уеду?

2012-02-28 20:27 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Вот я тоже думаю, что если когда-нибудь мне все же придется это носить, то только с рукавами. Остальное пока недоступно моему пониманию.
В Москве соберете аншлаг :)

re:

2012-02-28 20:35 (UTC)
- Posted by [identity profile] roman-kr.livejournal.com
Я в Альпах встретил монашку на лыжах в обычной монашеской одежде. Так наверно на горных лыжах тоже в чадре катаются? Моя так в кисуй рош без проблем...

Re:

2012-02-28 20:37 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
В чадре не знаю, а вот во всем остальном - катаются, а как же.

2012-02-28 20:56 (UTC)
- Posted by [identity profile] elliaa.livejournal.com
Faldetta, элемент мальтийского женского костюма, очень напоминает чадор, такой микс чадор с кепкой и ее тоже надо постоянно держать руками.. Конечно, на Мальте это уже никто не носит, знакомый мальтиец рассказывал, что сохранились только у бабушек в сундуках.

http://www.google.de/search?q=faldetta&hl=de&client=safari&tbo=d&source=lnms&tbm=isch&ei=wT5NT-L6AYqWOvnGobMC&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&cd=2&ved=0CAkQ_AUoAQ&biw=1024&bih=672

2012-02-29 09:17 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Очень интересно. Какая специфическая штука.

2012-02-28 21:28 (UTC)
- Posted by [identity profile] assal.livejournal.com
может с рукавами это все-таки абайя?

2012-02-29 09:06 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Честно говоря, я разницы особой не вижу. Но в Иране называют эту одежду чадрой.

2012-02-29 02:09 (UTC)
- Posted by [identity profile] avatarakali.livejournal.com
и чем им абайи не подходят? =)

2012-02-29 09:07 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Наверное, тем, что слишком красивые :)

2012-02-29 04:17 (UTC)
- Posted by [identity profile] cadushka.livejournal.com
Вы наверное уже писали, но я еще не все прочитала:) как люди там относятся к тому, что Вы их фотографируете? На некоторых снимках женщины смотрят прямо в камеру.

2012-02-29 09:14 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Честно говоря, я их об этом не спрашивала :)
На самом деле большинство фотографий сделаны издалека. Например, из окна машины. Я просто вырезаю нужную мне фигуру. Или же возле какой-нибудь достопримечательности (там я делаю вид, что фотографирую достопримечательность). Вообще стараюсь делать это как можно более незаметно. Иногда фотоаппарат замечают и отворачиваются. Иногда заинтересованно подходят и расспрашивают, чем это я таким занимаюсь :) Скандалов пока не было.

2012-02-29 07:03 (UTC)
- Posted by [identity profile] d-eva-chka.livejournal.com
спасибо, как всегда, очень )

2012-02-29 09:14 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете :)

2012-02-29 08:00 (UTC)
- Posted by [identity profile] chetvergvecher.livejournal.com
Интересно, спасибо!

2012-02-29 09:15 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Не за что :)

2012-02-29 15:40 (UTC)
- Posted by [identity profile] m-colacorta.livejournal.com
Ужасно! Просто ужасно.

2012-02-29 18:06 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Любоваться нечем :)

2012-03-01 10:42 (UTC)
- Posted by [identity profile] ljournalist-bot.livejournal.com
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске (http://ljournalist.livejournal.com/505852.html) [livejournal.com profile] ljournalist'а.

2012-03-02 05:12 (UTC)
- Posted by [identity profile] nekomplekt.livejournal.com
Да, с рукавами это как-то человечнее.

2012-03-02 11:28 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Конечно :)

2012-03-02 06:58 (UTC)
- Posted by [identity profile] sleepy16.livejournal.com
очень интересно! вы этими фоторепортажами приближаете к нам другую цивилизацию :)

2012-03-02 11:28 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете :)
(deleted comment)

2012-03-05 10:17 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
На фотографирование запрета нет, по-моему, ни у кого. Даже очень религиозные мусульмане фотографируются сами и детей своих фотографируют.
У мусульман есть запрет на изображение людей. Но шииты почему-то этот запрет игнорируют. И всегда игнорировали (см. иранская миниатюра (http://www.google.com/search?q=%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B0&hl=ru&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=8JFUT4zHEofbtAab-cXcCw&ved=0CCgQsAQ&biw=1280&bih=909)).
У меня проблем не возникало.

2012-03-14 18:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] Марина Минкина (- Posted by livejournal.com)
Я когда в Тегеран ездила, напросилась в город Qom, часа 2 езды. Там в принципе ничего особенно, для екскурсии. Там много мест для молитвы , если не ошибаюсь они их моск(г) называют. Захотела я туда, так как мой молодой человек в последнее время часто там по работе бывал.
Ну ясное дело, что без чадора туда нельзя. Чадора в доме не нашлось. Думали если не дорого, купим, привезу как сувенир. Оказалось стоит чадор минимум 30$, синтетика 100%. Подумали, зачем оно надо, место в шкафу занимать и взяли на прокат.
Как в неё правильно закутываться я не знала. Просто накинула на себя эту простыню(по-другому не назовешь)и рукой держала у подбородка чтоб не спадало. Пока мы там погуляли, руки у меня устали конкретно, ноги в чадоре запутывались. Боялась что сползёт, наступлю и носом в землю. Чесно не понимаю как они это носят. Смотрела на них, смотрела (хоть и не культурно) и секрет не разгадала.
Но меня этот опыт повеселил.

2012-03-15 09:49 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Моск - это мечеть :) На английском. На персидском они, кажется, говорят "масчете", или как-то так. Это религиозный центр шиитов. Там находятся ключевые религиозные школы. Туда в основном мусульмане-шииты на "экскурсии" ездят. Мы когда-то проезжали Гом, но не останавливались для того, чтобы что-то посмотреть.

(no subject)

- Posted by [identity profile] Марина Минкина - 2012-03-15 10:01 (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

anoushe: (Default)
anoushe

July 2020

M T W T F S S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
2728293031  

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit