anoushe: (Default)
[personal profile] anoushe
Наш яздовский знакомый проникся моим любопытством и рассказал несколько историй о том, как проходит процесс создания семьи в этом очень-очень религиозном городе.

После этого рассказа я предложила мужу сыграть еще одну иранскую свадьбу, на этот раз в Язде. Потому что чем больше я узнаю об иранских свадебных традициях, тем больше жалею, что ничего не знала о них раньше («И слава богу», – комментирует мой муж).

Итак, вы наверняка уже все в курсе, что брак в Иране заключается путем подписания брачного договора (1 и 2).

Сама свадьба состоит из двух основных частей: официальные процедуры, т.е. подписание договора (агд) и свадебная вечеринка (аруси). Некоторые семьи решают, что оба события произойдут в один день, другие же разводят эти события во времени: между официальным заключением брака и бурным его празднованием может пройти несколько лет, в это время молодые, в зависимости от религиозности семей, могут и жить вместе, как обычная семья, а могут даже не общаться наедине.
Это в общем. Частности зависят уже от традиций, которые существуют в той или иной местности, от социального статуса семей и многих других обстоятельств.

В Язде условия контракта обсуждаются очень подробно. Заранее несколько представителей семей будущих жениха и невесты встречаются, чтобы обсудить все имущественные вопросы. Без участия «виновников». Вообще, по словам нашего знакомого, в Язде браки обычно организуют родители. Сейчас, правда, к мнению детей прислушиваются чаще, но договорных браков по-прежнему очень много.

В день помолвки (бале-барун или агд-барун) собираются дяди жениха и невесты (братья отцов) и составляют предварительный контракт. В него вносится все, вплоть до регистрационных номеров документов на право собственности на землю или недвижимость. Указывается сумма, которую каждая сторона потратит на покупку вещей для молодых. Если агд и аруси состоятся в один день, указывается сумма, которая будет потрачена на это событие. Если в разные дни, то затраты на агд (на это мероприятие обычно тоже приглашается толпа гостей, правда, не такая большая, как на аруси, но все же) берет на себя семья невесты, а затраты на аруси (это вообще сумасшедшие деньги) либо делятся поровну между обеими семьями, либо указывается доля, которую внесет каждая семья.
В качестве мехрие может быть записан дом или часть дома. Если же это золотые монеты, то в Язде их предлагают приблизительно от 100 до 800 (сейчас, говорят, максимальный размер мехрие ограничили законодательно, вроде бы, теперь больше 500 монет записать в контракт уже нельзя, но это все равно огромные деньги: одна монета сейчас стоит в Иране 370 долларов США).
После того, как предварительный договор составлен, его подписывают свидетели. Все, что занесено в предварительный договор, включается в брачный контракт, который молодожены будут подписывать у нотариуса.
Подписание предварительного договора отмечается небольшим (я так понимаю, сравнительно небольшим) застольем. Жених дарит своей невесте кольцо.

Во время агда невесте в Язде дают зир лавси (дословно «под языком»). Обычно это золотые монеты. Ну, чтобы она вдруг не передумала и все-таки сказала «да». А то мало ли.

Свадебные вечеринки в Язде обычно раздельные: женщины празднуют в одном доме, мужчины в другом. Родители жениха дарят невесте набор золотых украшений.

После свадьбы молодые обычно идут в «имам-заде» – мавзолей какого-нибудь потомка или родственника имама, благо в Язде и окрестностях таких мест достаточно.

Следующая традиция понравилась мне больше всего :)
Когда молодые собираются идти домой к новоиспеченному мужу, за несколько метров до дверей молодая жена останавливается. Чтобы она все-таки дошла, родственники мужа дарят ей подарки за каждый ее шаг. Чем ближе к дому, тем дороже подарки (обычно это все золото: монеты или украшения). За последний шаг подарок дарит муж. Его подарок самый дорогой, он называется па андаз («под ногой»). Это может быть либо снова какая-нибудь драгоценность, либо недвижимость, либо путешествие (куда-то просто погулять или же паломничество по святым местам).

В общем, если вы вдруг соберетесь замуж за иранца, предлагайте играть свадьбу по местным традициям. Чужие традиции, я считаю, надо уважать :)

2010-12-24 22:13 (UTC)
- Posted by [identity profile] oly-23777.livejournal.com
уже 370?

2010-12-24 22:21 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Ага.

2010-12-24 22:26 (UTC)
- Posted by [identity profile] oxana-ukr.livejournal.com
Хорошая традиция :)

2010-12-24 23:06 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, я тоже так думаю :)

2010-12-24 22:39 (UTC)
- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com
Ну Вы знаете как я отношусь к традиционному обществу и его традициям, с ба-а-альшим восхищением, особенно мусульманскому :))
Но... Иногда я думаю о тех семейных проблемах которые есть у них, то есть очень мусульманские проблемы, которых нет у нас :) и вот мне кажется что они та-а-ак серьёзно воспринимают свою роль супругов и её права, что начинают считать себя полными хозяевами в доме и друг над другом, без всякой боязни что это всё может в любой момент рухнуть. То есть как данность, над которой не надо особо работать. Эта безопасность типа теперь до конца жизни... И тут их поджидает ловушка. Над отношениями надо трудиться, иначе общий дом превратиться в ад. И когда он превращается, то уже никуда не деться с подводной лодки. Я знаю такие ситуации, не позавидуешь, если всё держиться только на деньгах или боязни противоположного клана...

100 % согласен.

2010-12-25 08:11 (UTC)
- Posted by (Anonymous)
Действительно так и есть. Золотые солова. Х

2010-12-25 14:34 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
С одной стороны, много специфических мусульманских проблем, а с другой стороны, специфических немусульманских проблем тоже выше крыши :) Я думаю, первые ничем не хуже/лучше вторых. "Их" несложившиеся семьи живут вместе из-за денег, а "наши" - ради детей, от безысходности, по глупости... Да мало ли.
Мне, в принципе, до сих пор странно, что из модели семьи исключаются чувства и все строится на расчете(если чувства и появляются, то это уже бонус). Но раз так живут и жили веками, значит, эту модель нужно признать как минимум рабочей.

PS. Вот мой муж даже решил поддержать Ваше мнение (в комментарии выше). Нельзя, говорит, только о деньгах думать :)

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 16:54 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 18:42 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 20:03 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 20:23 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 20:26 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 20:31 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 20:34 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 22:14 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 22:17 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 22:21 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 22:28 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 22:45 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-25 22:54 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-26 13:20 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-26 13:36 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-26 13:52 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-29 00:43 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-29 17:46 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com - 2010-12-29 22:41 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-30 19:16 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2011-01-28 18:37 (UTC) - Expand

2010-12-25 00:08 (UTC)
- Posted by [identity profile] dreamrealizer.livejournal.com
Очень, очень приятные традиции:)

2010-12-25 14:35 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Согласна :)

2010-12-25 01:22 (UTC)
- Posted by [identity profile] eternal-spinach.livejournal.com
Тьфу, сложности какие :-) неужели это действительно распространено? Я имею в виду, среди людей среднего класса? Вау, мое мнение об экономической состоятельности Ирана резно возросло. В то время как среднестатистический россиянин может предложить своей благоверной разве что разделить кредит по ипотеке, иранец золотые монеты под подушку складывает. И кто из нас третий мир, спрашивается???

2010-12-25 14:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Вопрос о том, кто из нас третий мир, лично я для себя давно решила :) Если Иран называть миром третьим, то мы однозначно четвертый. Ну, или пятый.

Не знаю, насколько распространено именно дарение золота за каждый шаг. Это традиция города, от которого семья моего мужа живет достаточно далеко. Там у нас практически нет знакомых. Один, который есть, рассказал вот это. Но что касается мехрие и золота в качестве подарков на свадьбу - то вполне распространено. Повсеместно. Конечно, не все люди там могут вынуть из тумбочки и отдать. Но берут кредиты. Свадьба - это практически святое.
Мехрие, по идее, надо бы выплачивать во время заключения брака. Но в Иране это сумма чаще всего требуется в случае развода. Пока в семье все хорошо, женщины разве что в шутку об этих деньгах вспоминают. А если в семье складывается все не очень хорошо, то иранец десять раз подумает перед тем, как разводиться. Потому что если у него нет хорошего адвоката или же он точно знает, что у его жены адвокат еще лучше, а семейство хитрее и влиятельнее, то он может лишиться всего. такая вот своеобразная страховка.

(no subject)

- Posted by [identity profile] eternal-spinach.livejournal.com - 2010-12-25 17:42 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 18:39 (UTC) - Expand

2010-12-25 05:57 (UTC)
- Posted by [identity profile] katkout.livejournal.com
мне понравилось про подарок за каждый шаг))) хорошая идея.
в Ливане приблизительно так же дело происходит, в зависимости от семьи, по-разному относяся к деталям контракта. Если семья менее традиционая, то вобще так, контракт, для галочки. И махр могут одну золотую монету записать - причем, независимо от достатка семьи.
А то, что у вас - агд - у нас катеб ктаб называется) аруси - 3арс.

2010-12-25 14:50 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
За каждый шаг - это хорошо, да. Мне тоже нравится :)

В Иране, насколько я знаю, к контракту относятся внимательно как раз семьи нетрадиционные, т.е. не очень религиозные. Это религиозные (и бедные) могут согласиться на символических махр. Ну, или иностранки, регистрирующиеся в посольстве :) И именно религиозные будут согласны на основные условия контракта, и на вторую жену, если мужчинке захочется, и на не-выход из дома без разрешения мужа...

2010-12-25 06:58 (UTC)
- Posted by [identity profile] scyl-la.livejournal.com
Хорошие традиции )). А если невеста слишком рано остановилась?

2010-12-25 09:06 (UTC)
- Posted by [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
Пинка ей... ;-) Что-то, типа, "Зир куннат"... ;-)))

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-25 16:50 (UTC) - Expand

2010-12-25 14:52 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Не знаю. Но думаю, это как-то заранее оговаривается :)

2010-12-25 07:04 (UTC)
- Posted by [identity profile] iskra04.livejournal.com
А можно про судьбу монет и подарков?

Т.е. надарили ей эту кучу золота, прожила она свой век счастливо.
А потом оставляет внучке на память?
Или внуку на выкуп жены?

Т.е. получается кругооборот наследства.
Тогда в семьях должны быть очень старые- можно сказать артифаты.

2010-12-25 14:58 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
В подарках (в украшениях) женщины постоянно дефилируют. Семьи большие, регулярно то там, то здесь какое-нибудь торжество, куда желательно являться в полных боевых доспехах (чтобы все было в золоте, и побольше, побольше). Еще желательно, чтобы каждый раз было новое золото (ну, одежду-то нарядную надо обновлять, почему бы золото не обновлять?).

Что иранки обычно делают с монетками, я не знаю. Из своих мы парочку оставили себе на память, а остальные обменяли на доллары и купили бытовую технику. Но у нас была очень скромная (по иранским меркам) свадьба. И монетки мы считали в штуках, а не в десятках или сотнях :)
(deleted comment)

2010-12-25 14:59 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Фиговенько.
Но, думаю, ушлые иранки быстро приспособятся брать натурой и сразу же :)

2010-12-26 00:31 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
Что-я продешевила совсем. Ничего мне за шаги не дарили. Хоть бы монетку кто кинул, так нет же

2010-12-26 13:20 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Это зря, да. Но надо теперь восполнять во время совместной жизни :)

(no subject)

- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com - 2010-12-26 19:53 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-26 20:03 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com - 2010-12-26 20:37 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-26 20:47 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com - 2010-12-26 20:48 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-26 20:49 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com - 2010-12-26 21:01 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-12-26 20:50 (UTC) - Expand

2011-01-20 04:37 (UTC)
- Posted by [identity profile] kot-begemott.livejournal.com
При случае выпытайте у женщин старшего поколения - есть ли у них аналог европейского бросания букета невестой?

В русской традиции (да, собственно, и украинской) волосы невесты были убраны ленточками, которые она потом раздавала девушкам, присутствующим на свадьбе.

2011-01-20 18:21 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
При случае спрошу. Я вообще собираюсь как-нибудь написать о разных свадебных обрядах. Там есть очень интересные вещи. Об аналоге бросания венка я не слышала. Впрочем, о ленточках тоже :)

(no subject)

- Posted by [identity profile] kot-begemott.livejournal.com - 2011-01-20 18:24 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2011-01-20 19:01 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] kot-begemott.livejournal.com - 2011-01-20 20:30 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2011-01-21 09:55 (UTC) - Expand

2012-06-11 18:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] Марина Минкина (- Posted by livejournal.com)
Спасибо, очень занимательно. Нужно взять на вооружение, может пригодиться.

2012-06-12 10:02 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Не за что :)

2012-11-27 18:25 (UTC)
- Posted by [identity profile] wwpolina.livejournal.com
а невеста должна быть с покрытой головой?

2012-11-28 08:26 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Теоретически да. А практически от семьи зависит.

2012-11-28 16:11 (UTC)
- Posted by [identity profile] wwpolina.livejournal.com
а в Иране практически вся молодежь ведет светский образ жизни?

Profile

anoushe: (Default)
anoushe

July 2020

M T W T F S S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
2728293031  

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit