Отчество

Wednesday, 10 March 2010 18:06
anoushe: (Default)
[personal profile] anoushe
Вы знаете, что такое отчество? Думаете, просто имя отца с определенным суффиксом? Нет, друзья мои. Разве стала бы я о нем писать, если бы все было так просто? На самом деле отчество наше драгоценное – это один из многочисленных бюрократических крючков, предназначенных для осложнения жизни определенным категориям граждан и не-граждан.

В принципе, человеку, не имеющему отношений с иностранцами, проблемы с отчеством не страшны. Более того, как выяснилось, многие мои соотечественники даже не подозревают о том, что жители других стран не осчастливлены этим существенным довеском к имени и фамилии. Они уверены, что отчество есть у всех, а если кто-то вдруг по каким-то причинам утверждает обратное, он злостный лжец, которого надо вывести на чистую воду любым путем. К примеру, в библиотеке альма матер мой муж не мог заказать книги, поскольку поле «отчество» в электронной форме заказа (а другие у нас к тому времени отменили) было обязательным. К слову, иностранцев в этом университете довольно много.

С другой стороны, вроде бы, по закону отчества у нас можно и не иметь. Особенно если человек иностранец и отчества у него действительно нет. Времена Ричарда Ричардовича Диксона, соавтора советского учебника по английскому языку про Бориса и Лену Стоговых, уже, кажется, прошли.
В общем, муж мой с самого первого дня пребывания в Украине тщательно следил лишь за тем, чтобы во всех документах его имя было написано одинаково, и чтобы до последней буквы совпадало с тем, что написано в его паспорте. Но поскольку в иранском загранпаспорте есть еще графа «имя отца», то в час Х, т. е. в тот момент, когда нам понадобилась одна Очень-Важная-Бумажка (тм), оказалось, что примерно в половине наших документов отчества нет совсем, а в другой половине есть то самое «имя отца».
Суровый взгляд тетеньки, принимающей наши бумаги, говорил о том, что мы попали.
- Ну? И что же вы себе думаете? Тут есть отчество, тут нет отчества…
- Мы это… ну… в общем… как бы… это же не отчество.
- Что значит «не отчество»? В паспорте ясно написано: «имя отца».
- Это не отчество.
- Не морочьте мне голову.
- А во внутреннем паспорте еще есть «имя матери». А в афганском, скажем, еще и имя деда по отцовской линии...
- Документы придется менять.

Меня затошнило. Свидетельство о браке, дипломы, справки, выписки, характеристики… Перспектива замены чего угодно вызывала нервную дрожь, слабость в коленях и онемение большого пальца левой ноги. А с учетом того, что менять придется сразу много всего…

- Посмотрите, пожалуйста: вот мой внутренний паспорт гражданина Украины - тут есть отчество, вот мой загранпаспорт - тут уже отчества нет. Оба паспорта действительны, их выдали мне ваши коллеги, я даже проголосовать могу по любому из них, хоть с отчеством, хоть без отчества, значит…
- Значит, идите менять документы мужа. Я ничего у вас не принимаю!

В самом «светлом» расположении духа я позвонила в ЗАГС, чтобы узнать, поменяют ли нам свидетельство о браке. Оказалось, там, где нас расписывали, этого точно не сделают, надо топать в ЗАГС по месту прописки. К большому начальнику, который «принимает по вторникам и четвергам с 16.00 до 17:35, приходите-будем-думать».

Вы, наверное, уже чувствуете, что в этом месте сюжет требует лирического отступления, в красках изображающего наше горе и последующий поход по мукам. Но этот фрагмент текста я опущу. Тем более, что заплачка в стиле «Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному!» хоть и имела место быть, однако же завершилась довольно быстро. Пока я причитала, муж пообщался со знакомыми и обнаружил, что наша тупая и беспощадная бюрократическая система неожиданно приготовила нам грандиозный подарок в виде изящного решения собственной же задачки.

Итак. Есть в нашей земле обетованной такое государственное учреждение как Институт языкознания им. А. А. Потебни. Тот самый, который Национальной академии наук Украины. Охотно верю, что место само по себе более чем бюрократическое. Но. В этом месте всего лишь в одном кабинете всего лишь при наличии паспорта по первому требованию нуждающегося, т.е. без всяких официальных запросов, в течение 15 минут выдают бумагу, которая подтверждает, что господин/госпожа АБВ и господин/госпожа АБ – это одно и то же лицо, поскольку по законам родного языка господина АБВ/АБ в официальных документах вполне можно обойтись и без отчества. Все. Эту бумажку принимают паспортные столы, ОВИРы, нотариусы, ЗАГСы – в общем, все, к кому иностранцу вздумается заглянуть. И ничего не нужно менять. Все документы автоматически становятся законченными и совершенными :)

На этой мажорной ноте с пожеланием «берегите отчество смолоду» можно было бы и умолкнуть.
Но тут у нас друг недавно женился…
Муж, ему, разумеется, про все наши приключения рассказал. И посоветовал в свидетельство о браке отчество все-таки вписать. И что, вы думаете, ему поведали в ЗАГСе?
- Молодой человек, не держите меня за идиотку. Это же «имя отца», а не отчество. Вы разве разницу не понимаете?

И вот я думаю, как было бы здорово, если бы наши регистрационно-контролирующие и всякие другие государственные органы между собой договорились. Ну, симпозиум бы организовали, с участием профессиональных филологов и представителей широкой общественности. Или пусть даже закрытую конференцию на тему «Ономастика и юриспруденция: пути развития и точки соприкосновения». Чтобы как-то уже решить, что такое отчество и для чего оно нужно.

2010-03-10 16:11 (UTC)
- Posted by [identity profile] laire-laire.livejournal.com
Офигеть.

2010-03-10 16:14 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Дык :)

2010-03-10 16:17 (UTC)
- Posted by [identity profile] status-constr.livejournal.com
У одной знакомой - родом из Вильно, он же Вильнюс - в различных документах значилось, что она (а) Красовская (б) Krasowska (в) Krassowski (г) Красаускас (г) Krasauskajte.

Поход в любую официальную контору напоминал диораму "Оборона Севастополя"...

2010-03-10 16:22 (UTC)
- Posted by [identity profile] zloradskij.livejournal.com
если ваша знакомая угодит в списки Интерпола, ловить ее будут в самую-самую последнюю очередь :)

2010-03-10 16:44 (UTC)
- Posted by [identity profile] status-constr.livejournal.com
Я подозреваю, что она сама в Интерполе работает. Интерполевой командир. А может, и бригадир.

2010-03-10 17:48 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Если я не ошибаюсь, то этот самый наши институт языкознания и такие вопросы решает. За что им, конечно, низкий поклон. Потому что у нас тоже с этим беда. Одна буква не такая - и все пропало :)

2010-03-10 19:01 (UTC)
- Posted by [identity profile] status-constr.livejournal.com
М.Зощенко, "Слабая тара" :)

2010-03-10 19:41 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Кажется, не читала. Не помню совершенно :)

2010-03-10 19:52 (UTC)
- Posted by [identity profile] status-constr.livejournal.com
А у меня есть только на виниловой пластинке, читает Сергей Юрский. Иэххх! жаль, нельзя выложить... он ТАК читает... :)

Атекст - вот: http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00918321203330859359/

Или вот: http://zoschenko.info/cat/209/72.html

2010-03-10 20:55 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, завтра почитаю :)

2010-06-17 19:59 (UTC)
- Posted by [identity profile] kapabas.livejournal.com
можно перевести в mp3 с помощью вот этого

http://www.google.com/products/catalog?q=turntables+for+sale&um=1&ie=UTF-8&cid=6842597056043781085&ei=aX4aTIP_O462NrOX3MAF&sa=X&oi=product_catalog_result&ct=result&resnum=2&ved=0CC0Q8wIwAQ#

ну или можно просто сделать вот так :)

http://audio.1c.ru/catalog/231/3572.html


2010-03-10 16:40 (UTC)
- Posted by [identity profile] forsvetik.livejournal.com
Какой капец
У нас тоже в организации работает кубинец Антонио Гонсалес, так его надо было регистрировать на одном сайте для выдачи персонального сертификата, так там тоже поле отчество было указано как обязательное и без его заполнения регистрация не проходила. Я не знаю как он исхитрился, может, все пробелы проставил, но он единственный на этом сайте в списке числится без отчества

2010-03-10 17:49 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Мой муж ходил к руководству библиотеки, объяснял, показывал студенческий (там были только фамилия и имя). Я уже сейчас не помню, чем это все закончилось.

2010-03-10 16:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] v-s-c.livejournal.com
М-да. Убиться можно.

А в Исландии фамилий нет. Только имя и отчество.

2010-03-10 17:45 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Там, кажется, не отчество, а "матчество", нет?

2010-03-10 20:10 (UTC)
- Posted by [identity profile] la-dy-ashley.livejournal.com
Там по выбору. Можно отчество, можно "матчество". Большинство по батюшке все же.

У матери коллега - Энрике Марсиалович. Испанец, бедняга.

2010-03-10 20:56 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Испанцам вообще у нас должно быть тяжко. У них и имя может быть двойным, и фамилия двойная. И как только живут, бедняги? :)

2010-03-11 06:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] v-s-c.livejournal.com
Про матчество не слышал. Возможно это какой-то современный наворот для матерей-одиночек.
А вот то, что отчество зависит от пола (Иванович/Ивановна) это правда.

2010-03-11 07:34 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Вот тут (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D1%8F) про исландское "матчество" немного есть. Мне кажется, это не современное веяние, а что-то подревнее. Но я специально не интересовалась.
- Posted by [identity profile] v-s-c.livejournal.com
В следующий раз спрошу у знакомых исландцев, по какому принципу делается выбор между отчеством и матчеством.
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Я тоже, в общем-то, не знала. Где-то на просторах Интернета когда-то натыкалась, но что да как не вникала.
Мне кажется, фамилий еще нету у... ну, точно не знаю, узбеков, казахов... То есть сейчас они уже есть, но вот еще какое-то время назад в фамилии просто превращали те же отчества.

2010-03-12 11:41 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
Ого. А как же они друг друг там различают?) Имена-то повторяются

2010-03-12 15:23 (UTC)
- Posted by [identity profile] v-s-c.livejournal.com
Ну там народа всего 300 000. А имен очень много. Старые сохранились. И новые добавились.

2010-03-10 17:04 (UTC)
- Posted by [identity profile] nuum.livejournal.com
вот всегда у этих бюрократов: один по формальному признаку диктует, второй по смыслу - отсюда и разночтения
прямо хоть несколько комплектов документов делай

2010-03-10 17:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Мы уже тоже пришли к этой мысли про несколько комплектов. Однажды муж переделывал какую-то справку, потому что там у него было не фамилия-имя-отчество, а имя-отчество-фамилия :)

2010-03-10 17:48 (UTC)
- Posted by [identity profile] katringm.livejournal.com
У меня дочка, вполне себе русская, без отчества осталась, т.к. за границей родилась, а в тамошнем госпитале в бумагах не было графы - "отчество". Пытались в России отчество заполучить (отец-то в наличии!) а нам в загсе сказали: "Не хрен детей по заграницам рожать!"
Потом с вменяемыми бюрократами общалась, те рассказали: при получении паспорта дите имеет право потребовать вписания отчества, загс ей откажет (формально) она подаст на загс в суд и суд уже присудит ей отчество. О как! И без всяких там академиев...

2010-03-10 17:55 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
А у нас, мне говорили, можно, чтобы документы все были без отчества. Я сама ничего по этому поводу не узнавала, но конечно же, отчество теперь у нас будет обязательно у всех. А то ну их, завтра прикроют эту лавочку в академии наук, и будем мы выплясывать. Я уже твердо усвоила, что без бумажки мы тут букашки.

В Вашем случае все же просто как дважды два. Суду тоже надо зарабатывать :) Не зря же они там сидят, штаны протирают.
Вообще это интересно. В том посте, на который я недавно ссылалась (про мать-россиянку с дочкой американца) говорилось, что, вроде бы, в России можно поменять свид. о рожд., если сказать, что при регистрации умышленно была указана неправдивая информация, а сейчас вот надо правдивую внести. Там, конечно, речь шла не об отчестве, а о гражданстве отца, но все же, если механизм такой существует, то...
Хотя с судом, конечно, круче :)

2010-03-10 19:29 (UTC)
- Posted by [identity profile] isya.livejournal.com
о прекрасный институт Потебни. спасибо ему большое. (на самом деле его ведь могло бы и не быть...)

а вообще ужас.

2010-03-10 19:42 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Когда я пишу что-то про бюрократов, мне приходят такие комментарии, что даже как-то стыдно становится за собственную иронию. Что у меня? Подумаешь. Ведь у людей бывает такое... Вон хоть комментарием выше Вашего.

2010-03-10 20:42 (UTC)
- Posted by [identity profile] isya.livejournal.com
это правда.
с другой стороны, бюрократы и законы-то остаются одни и те же. просто им одинаково все равно в ситуациях самой разной тяжести...

2010-03-10 20:59 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Это да.

2010-03-10 22:00 (UTC)
- Posted by [identity profile] m-colacorta.livejournal.com
В ЛА и Испании уверены, что у всех есть второе имя и фамилия, а те, кто их не указывает, что-то скрывают и вообще подозрительные личности. Бюрократы всех стран одинаково узколобы.

2010-03-11 07:29 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Это точно :)

2010-03-11 15:52 (UTC)
- Posted by [identity profile] shimali.livejournal.com
У корейцев традиционно нет отчества. Большинство СССР-ских, конечно, отчеством обзавелись, но у некоторых так и нет.

Вот у родственника жены, который по ряду причин у меня прописан, отчества как раз не имеется. Причем в документах иногда делают прочерк, а иногда пишут "нет", благодаря чему получается, что "нет" - это отчество и есть.

Его тут как-то назначили присяжным заседателем. Приходит ко мне курьер и так озадаченно с порога спрашивает: "Ээээ... Извините... А Валентин Нет здесь живет?"

2010-03-11 15:59 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Валентин Нет... Какая прелесть! Чудесно :)

2010-03-12 10:42 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
Хорошо бы все наши органы бюрократического кретинизма взяли и аннигилировали) мне вот за заграном нужно зайти, а я боюсь. Еще скажут "не готов, что не ясно? приходите после дождичка в четверг"

2010-03-12 11:09 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Ну, н анигилляцию надежды, по-моему, мало. Хоть бы договорились.
Да, с заграном может быть тяжко. Мне как раз так и было. Но ничего, пережилось.

2010-03-12 11:13 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
Я вроде бы как на финишной прямой - документы сданы, фото сделаны, очереди выстояны, деньги уплочены. Сказали, приходить ориентировочно в марте. Вот я и трушу пока.

2010-03-12 11:18 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Ну, даст бог, все пройдет без крови :)

2010-03-12 11:25 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
Конечно, им-то их кровь еще сгодится

2010-03-12 11:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Во-во, я тоже с таким настроем туда шла. И примерно об этом же они, наверное, и подумали. Потому что в самом начале они моей кровушкй собирались поживиться :)

2010-03-12 11:39 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
А так всегда. Идешь туда, бодро помахивая боевым топором, а потом они, рраз!, профессионально делают из тебя тварь дрожащую. Работа такая

2010-03-12 12:01 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Не, в тот раз таки я их :) Чем и горжусь, да.

2010-03-17 10:59 (UTC)
- Posted by [identity profile] radarada.livejournal.com
в России все-таки интересное начинается, когда пытаются придумать отчество ребенку иностранного папы
приятельница родила сына от вьетнамца
в ЗАГСе долго думали, какую из трех частей его имени-фамилии (или что там у них - я точно уже не помню), приспособить для ребенкиного отчества
выбрали часть Фон(г)
вот и растет теперь Тимофей Фонгович...Червяков

2010-03-17 11:26 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Это да. Это тоже интересно :) Но все-таки когда ребенку, родившемуся здесь, придумывают отчество, выкручивая часть папиного имени, это еще куда ни шло. А вот когда взрослому человеку выворачивают часть его имени, потому что "поле "отчество" у нас в программе обязательное", это, по-моему, намного более маразматически :)

2010-03-17 11:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] radarada.livejournal.com
ага)
вот папе-вьтнамцу тоже имя все вывернули))) чтобы понять, из чего можно отчество выкроить... там части три было вроде, в имени)

чего-то там- Фон(г) - чего-то там

Profile

anoushe: (Default)
anoushe

July 2020

M T W T F S S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
2728293031  

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit