anoushe: (Default)
[personal profile] anoushe
Часть 1. Характер

Я собиралась продемонстрировать какие-нибудь точные-преточные современные-пресовременные статистические данные относительно миллионов учащихся и работающих иранок, которых чуть ли не больше, чем учащихся и работающих иранцев. Но такой статистики, как мне бы хотелось (столько-то млн. трудоспособного населения, столько-то женщин, из них у такого-то количества высшее образование и т.д.), на фарси, и уж тем более на русском на скорую руку не нашлось. Так что ограничусь-ка я лучше собственными соображениями, чтобы ничего не перепутать :)

В Иране существенная часть работ, вполне себе женских с точки зрения рядового украинца, считается неженским делом. Иранки не полют городские клумбы, не метут улицы, не укладывают шпалы на строительстве железной дороги, не штукатурят, не красят и не кладут кирпичи, не работают в шахтах, как правило, не водят тракторы, комбайны и общественный транспорт. Потому что это все очень тяжело. Иранки никогда не работают официантками. Это ведь женщину унижает (удивительно непривычно видеть, как в кафе или ресторане тебя обслуживают исключительно мужчины). Зато среди врачей, преподавателей школ и университетов женщин не меньше, чем мужчин. Женщины занимаются спортом, служат в армии (офицерами, разумеется, а не рядовыми), работают в полиции и на таможне, в офисах и издательствах, в лабораториях и на фабриках, бывают инженерами и программистами. Бывают пожарниками:

Photobucket  Photobucket


С другой стороны, по моим наблюдениям, мужчины в Иране не гнушаются традиционной женской работы, не считают для себя зазорным сделать уборку, вымыть посуду или заняться ребенком. В иранских семьях действует одно очень простое и логичное правило: если женщина не работает, все домашние заботы ложатся на ее плечи. Но! Если женщина работает, то домашние обязанности делятся поровну между мужем и женой.
У этого гениального правила есть очень приятное следствие (их, конечно же, много, но для меня это самое-самое приятное). За четыре с половиной года я познакомилась со многими иранцами, и среди их нет ни одного, который бы не умел готовить. Более того, готовят они вкусно, красиво и празднично. Если нам случается зайти в гости к семейной паре, аналогичной нашей по составу (т. е. муж иранец, жена украинка), то всегда оказывается, что гостевой обед или ужин готовил именно муж, а жена больше так… салатики порезать, стаканчики расставить.
Когда мы говорим об этом с мужем, он всегда начинает меня разубеждать. Мол, миллионы иранцев понятия не имеют о том, как сделать яичницу, и вообще к плите не подходят. А друзья наши готовят? Ну, ведь женаты они на таких вот бестолковых бесхозяйственных украинках как я. А кушать-то хочется.
Может, так оно и есть. Но мой скромный опыт общения с иранцами никуда не деть: все братья мужа умеют готовить и готовят, даже когда приходят с работы домой в обеденный перерыв (!). У меня даже доказательство есть, я сфотографировала: мужчины у плиты, мама сидит за столом. Ну, я, соответственно, за камерой :) После обеда мы рассматривали эти фотографии, и свекровь с улыбкой уточнила, не забываю ли я в своих молитвах благодарить бога за то, что она научила сыновей готовить (Ну, как же можно забыть?). А моя мама попросила напечатать ей эту фотографию в большом размере, купить красивую рамочку и повесить в ее комнате на самом видном месте. Потому что ей за всю ее долгую жизнь подобным зрелищем наслаждаться не приходилось.
Свекр, правда, похоже, не готовит (это не значит, что не умеет или не может). Ну, так у него для этого есть, во-первых, разумная жена, а во-вторых, прекрасно готовящие дети (я бы тоже в таких условиях готовить не стала :). Зато он моет посуду. Порывается всегда, но чаще все-таки дети ему не позволяют. Потому что ему, между прочим, уже хорошо за семьдесят, и он все еще работает.

Я не знаю, что сложилось раньше: социальные отношения, сформировавшие характер иранок, или же, собственно, характер, в котором доминируют сила и хитрость, так повлиял на внутрисемейные и общественные отношения. Но факт остается фактом. Семья моего мужа и семьи наших друзей, о которых, собственно, я тут и рассказываю, не являются какими-то уникальными, из ряда вон выходящими феноменами. Вот, скажем, мой френд nadishe в комментариях к предыдущей записи пишет о том же. Конечно, в Украине, тоже есть такие семьи. Но, в Иране, в Исламской республике Иран, мне кажется, их на несколько порядков больше.

Часть 3. Закон (брачный контракт)
Часть 4. Ограничения и запреты
Всевидящее Око

2009-05-21 19:18 (UTC)
- Posted by [identity profile] nekomplekt.livejournal.com
Разные и странные у нас понятия о «женской» работе. :)

2009-05-21 19:22 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Ну, я тоже не считаю, что класть кирпичи или полоть клумбы - работа женская. Однако же вы не будете отрицать, что женщины у нас занимаются этим достаточно часто? В случае с клумбами, по-моему, почти всегда :)

2009-05-22 06:30 (UTC)
- Posted by [identity profile] nekomplekt.livejournal.com
Кому-то это очень даже нравится! :)

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-22 07:57 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nekomplekt.livejournal.com - 2009-05-27 09:07 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-27 09:09 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nekomplekt.livejournal.com - 2009-05-27 09:12 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-27 09:20 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nekomplekt.livejournal.com - 2009-05-27 09:23 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-27 09:39 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] kavka-666.livejournal.com - 2010-06-05 12:59 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-06-05 21:02 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] kavka-666.livejournal.com - 2010-06-06 09:49 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nadishe.livejournal.com - 2009-05-22 09:29 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-22 10:29 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nadishe.livejournal.com - 2009-05-22 12:29 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-22 13:05 (UTC) - Expand

2009-05-21 19:36 (UTC)
- Posted by [identity profile] tani-flint.livejournal.com
оч интересно!

2009-05-22 07:56 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо!

2009-05-21 21:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
thank you.... keeep telling please..

2009-05-22 07:56 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете :)
Обязательно будет еще.

2009-05-22 09:23 (UTC)
- Posted by [identity profile] nadishe.livejournal.com
Спасибо за рассказ! Как всегда интересно!
(Спасибо за упоминание моей персоны, *застеснялась, скромно опустила глазки*).
Ты не упомянула, что заработанные деньги иранки НЕ ОБЯЗАНЫ вкладывать в семейный бюджет, а могут тратить лично на себя любимую. (информация от мужа, документально не подтвержденная)А муж ОБЯЗАН содержать семью достойно, что оговаривается в брачном контракте, а если не может, то это может быть основанием для развода.
А ещё иранки не носут ребенка на руках, если рядом идет муж. Коляски у них не так широко в ходу, как у нас.О сумках Анюша уже писала.
Готовить иранские блюда меня учил муж. Я потом, когда ездили в Иран сравнивала "оригиналы" блюд с моей готовкой и уточняла детали. В том, что мой милый теперь редко заглядывает на кухню (кроме как с вопросом "чего бы пожевать?" и посуду помыть иногда), я виновата сама: не терплю вторую хозяйку на МОЕЙ кухне.
Пиши ещё!

2009-05-22 10:49 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Рада, что понравилось :)
Брачный контракт и все финансовые вопросы будут в следующем посте (это просто НЕВЕРОЯТНО итересно, мои впечатления от контракта нельзя засунуть в пару абзацев). У нас есть текст контракта, который подписывали в посольстве в Киеве, муж переводил с фарси на украинский. Так что я его процитирую.
Да, тут надо было про зарплату, но я забыла. Ничего, еще напишу.
Ну, на руках не знаю. Может, если один ребенок. А так вообще носят же. Не знаю, может, решают, что тяжелее в данном конкретном случае: ребенок или, скажем, сумка.
На моей кухне вторая хозяйка как раз я. Да и то с относительно недавних пор. Муж учил меня готовить все. Точнее, учит :) В основном, на собственном примере.
С колясками действительно туго, я тоже заметила :) Но с такими тротуарами и дорогами какие могут быть коляски? В Сари в очень многих местах тротуаров нет вообще. Меня еще безумно мучает вопрос о том, где иранци гуляют с детьми. Парков-то намного меньше, чем у нас. Дворов как таковых тоже нет (если дом многоквартирный). Ты случайно не знаешь?

(no subject)

- Posted by [identity profile] nadishe.livejournal.com - 2009-05-22 12:08 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-22 12:27 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nadishe.livejournal.com - 2009-05-22 12:44 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-22 13:22 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] nadishe.livejournal.com - 2009-05-23 08:26 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-23 14:44 (UTC) - Expand

2009-05-25 15:50 (UTC)
- Posted by (Anonymous)
Хах, иранки и детей на руках тащат, когда рядом идет гордо муж, и сумки тяжёлые с продуктами несут. У иранок есть всё, что есть и у совеЦких женщин.
Не видела ни одной семьи, где готовил бы муж. Читаю записи, где восторгаются мужьями, ктороые готовят, и думаю, а почему мне до сих пор не попался на глаза такой мужчина??? А ведь я в Иране живу, не выезжая, уже третий год.

2009-05-25 19:35 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Ну, я пишу только о том, что видела лично :) Не отрицаю, я многого не видела. Но мой муж готовит. И сумки носит. И ремонтом занимается. И еще очень много чего делает, когда у меня нет времени, мне тяжело или я устала.
Когда приезжали моя свекровь и брат мужа, то мне не давали мыть посуду в МОЕМ СОБСТВЕННОМ доме. Деверь мягко отодвигал меня от раковины и отсылал из кухни в гостинную. Потому что, видите ли, я не высыпаюсь и мне тяжело. Самый младший брат, который сейчас живет с родителями, делает дома все: и убирает, и готовит, и за покупками ходит. При этом еще работает и учится на заочном. Ну, не может быть, чтобы он делал все это исключительно те несколько недель, когда там жила я, исключительно для того, чтобы меня поразить :)
Собственно, не хочу повторять то, что я писала в посте. Вероятно, бывает всякое. Вероятно, везде по-разному. Я в любом случае далека от мысли о том, что Иран - это феминистический рай. Просто все увиденное слишком уж контрастирует с моим представлением о том, как должна жить забитая и достойная одной лишь жалости мусульманская женщина :)

2009-05-25 19:48 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
А скажите, пожалуйста, где Вы живете? Если не секрет, конечно.
Я же говорю, в основном, о Севере Ирана и о тех иранцах, которые живут в Украине.

(no subject)

- Posted by (Anonymous) - 2009-05-25 20:13 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-26 07:01 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by (Anonymous) - 2009-05-26 14:21 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-26 18:27 (UTC) - Expand

2009-05-29 09:45 (UTC)
- Posted by (Anonymous)
интересно! пиши еще про женщин! в Египте тоже не встретишь женщин в сфере гостиничного обслуживания - одни мужчины работают...У нас же наоборот - официанты и горничные одни женщины...и шпалы кладут, и на улицах подметают...это даже не клумбочки окучивать...и часто работая наравне с мужчиной, получают значительно меньше - меня это вообще всегда убивало. Наташа М.

2009-05-29 09:48 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Про женщин еще минимум 2 поста будет :)
А представляешь, в Иране этого нет. Нет совсем, т.к. не принято :) Правда же, удивительно?

(no subject)

- Posted by (Anonymous) - 2009-05-29 11:18 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2009-05-29 11:39 (UTC) - Expand

2009-06-18 11:05 (UTC)
- Posted by [identity profile] whitelight-t-o.livejournal.com
Отлично, спасибо.

2009-06-18 11:24 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Не за что. Рада, что понравилось :)

2009-06-29 00:01 (UTC)
- Posted by [identity profile] ren-ar.livejournal.com
Почти матриархат... :) Правда, прочитав комменты я понял, что не везде. Пост интересный, и опять узнал много нового.
Кстати вспомнил один рассказ про Афганистан, там одна девушка вышла за афганца и поехала в Кабул, к его родне. И первое время очень удивлялась их заботе, ее обхаживали, ничего делать не давали. А потом оказалось, что так положено первое время, традиция такая. А потом, после определенного времени повесели на нее почти всю работу... :) Воть, не помню точно, но тоже по-моему не навсегда. Там еще много интересного было, жалко забыл где читал...
А то что официантки не женщины, то причины, конечно, понятно. Но все равно жалко. Не из-за того, что хочется нагрузить женщин работой. А просто мне, например, как мужчине, приятнее видеть девушку-официанта, не для того чтобы отвешивать шлепки, а просто приятней эстетически :))

2009-06-29 11:07 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
На матриархат и правда во многом похоже :)
Я не думаю, что в абсолютном большинстве иранских семей задача женщины сводится к ежедневному плеванию в потолок. Просто для меня очевидно, что мужчины не считают домашнюю работу исключительно женским занятием и, в случае необходимости, вполне могут помочь. Корона с головы при этом у них не падает.

Дети в Иране

2009-12-18 07:50 (UTC)
- Posted by [identity profile] loveproofangel.livejournal.com
Про детей в Иране я думаю, что могу многое сказать. Да их очень балуют, но где не балуют детей?
У брата моего жениха семья. Когда я была в Иране (кстати в г.Сари они живут) в первый раз жена была беременна вторым сыном. А первому было 6-7 лет, тогда мы с ним наперегонки читали прописи - он победил. Он очень смышленый и активный, как все мальцы поколениями старше :).
Затем когда я прилетала через год, мелкому уже было 10 месяцев. Я наблюдала все те же ситуации, что вы описываете. Сумки, домашние дела, готовка - все делилось в перевес к мужу. Так как муж часто по работе не дома, то он вообще старался весь дом на себя взять, но это не реально. И естественно его мальчишки очень любят и ждут, а он их балует. А мама строга с ним, ведь она с ними наедине часто остается одна (не представляю, что бы было если бы они ее не слушались!!) (я кстати когда меня выбесил старший своими играми, в сердцах сказала, что больше не хочу с ним разговаривать и видеть его не могу (на тот момент это было так :)), он очень обиделся, но потом забыл и снова крутился возле меня постоянно. Вообще все дети друзей и родственников всегда крутятся рядом или смотрят без отрыва внимательно, не пропуская ни одного моего движения. Это раздражало первое время, но мне понятно, ведь они мало видели иностранок у себя дома :)). Гуляют они с детьми во дворе своего закрытого кондоминиума, вывозят за город регулярно, устраивают прогулки по паркам (которых на самом деле очень много в городах в Иране, и я наоборот удивлялась, как много у них мест, где можно гулять по вечерам, причем освещенных, красивых и огромных, никто не ломает и с собаками не гуляет там, напр.в Исфагане, в Хоррамабаде, Тегеране, Корадже). Ну конечно папаша (брат моего) старается искупать свое отсутствие постоянными планами и мероприятиями на все дни, что он дома - от ипподрома до пэйнтбола и гонок.
В других семьях по-разному развлекают и выгуливают малых, но там еще бабушки помогают и балуют своих внуков.
Вот это не все, но уже получилось длинно. Снова извиняюсь...

Re: Дети в Иране

2009-12-18 10:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Я, если честно, с детьми в Иране общалась очень мало. Как-то так вышло, что у наших ближайших родственников дети стали появляться уже после нашей с мужем свадьбы, да и то не у всех. Так что я всего лишь пару раз могла наблюдать отношения родителей и детей, да и то очень маленьких. Поскольку у меня своих детей пока тоже нет, то, наверное, рассуждать о принципах воспитания я не в праве. Но если говорить исключительно о моих впечатлениях, то меня поразила полная вседозволенность. Не то, что детей балуют. Тем детям, которых я вдела, вообще ничего не запрещают. Хочешь кока-колу - пожалуйста, сколько угодно, хочешь сесть на голову - милости прошу. Ребенок до года может пить газировку, есть чипсы и кремовый торт. Все, до чего дотянется. Как они их потом берут в руки, я не понимаю. Но наверняка с детьми тоже складывается по-разному. Я видела слишком мало, чтобы обобщать.
То, что дети, да еще и "свои", постоянно разглядывают иностранку - мелкие невинные цветочки. Там совсем по-детски на иностранку могут пялится совершенно чужие и вполне взрослые тетки прямо на улице.

2010-03-04 06:42 (UTC)
- Posted by [identity profile] the-best-life.livejournal.com
Я тоже думала сначала об иранках, как об угнетенных женщинах Востока. Пока не познакомилась ближе. Да там вообще матриархат. На иранку где залезешь, там и слезешь. И еще ее потащишь на себе. Все иранки, которых я видела в Штатах, а я живу в городе с самой большой иранской community, все были образованы, умны. И все командовали мужьями. Да, ходят в Иране в чадре. Но это очень наружное. Все самое интересное происходит по домам, на закрытых вечеринках. Так что за чадрой скрывается достаточно активная жизнь. Она просто не выставляется напоказ. Ну, правила такие игры.
Так что страна прежде всего уникальная Персия, а потом уже мусульманская страна.

2010-03-04 07:51 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, согласна :) Только там не все чадру носят. В принципе, можно обходиться платком и манто.

(no subject)

- Posted by [identity profile] the-best-life.livejournal.com - 2010-03-04 08:16 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-03-04 08:30 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] the-best-life.livejournal.com - 2010-03-04 08:58 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-03-04 09:02 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] the-best-life.livejournal.com - 2010-03-04 09:04 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-03-04 09:07 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] the-best-life.livejournal.com - 2010-03-04 09:23 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-03-04 09:31 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] the-best-life.livejournal.com - 2010-03-05 05:38 (UTC) - Expand

(no subject)

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-03-05 07:37 (UTC) - Expand

Рецепт

- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com - 2010-03-04 21:14 (UTC) - Expand

2011-01-01 20:17 (UTC)
- Posted by (Anonymous)
мне кажется это больше отношение мужчин к женщине, мой муж немец, я русская, он готовит, хотя я не работаю, занимаюсь остальным домашним хозяйством, ребенком и уютом в доме, но плита это не для меня.
есть подружка-иранка, готовит сама, муж работает в ресторане, готовит чудесно :) но дома готовит лишь по настроению и по великим праздникам, а так все она, говорит так лучше, не приходится потом полквартиры отмывать от всех всевозможных пятен :)

2011-01-02 11:09 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Конечно, все зависит от отношений в конкретной семье. Просто когда я ехала в Иран, то ожидала увидеть там исключительно домохозяек и альфа-самцов со всем набором признаков тех и других. А все оказалось совсем не так :)

Иранские женщины

2012-03-17 07:31 (UTC)
- Posted by [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] tantana referenced to your post from Иранские женщины (http://tantana.livejournal.com/235503.html) saying: [...] Часть 2. Работа и быт [...]

Profile

anoushe: (Default)
anoushe

July 2020

M T W T F S S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
2728293031  

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit