Иранки. Часть 1. Характер
Wednesday, 6 May 2009 10:08![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Мои посты об иранской школе, о чадре и остальной женской одежде, а также все то, что сообщают западные, в том числе российские, СМИ, вполне может натолкнуть на мысли о скорбной, совершенно беспросветной доле мусульманок в целом и иранок в частности. Лично меня подобные мысли раньше посещали постоянно. Но всему виной стереотипы. Именно они утверждают, что женщина на Востоке с детства воспитывается как существо второсортное и ограниченное многочисленными запретами, а посему она должна – просто обязана – быть затурканной и забитой (ну, в лучшем случае, тихой и послушной). Восточная женщина, шепчет стереотип, в отличие от женщины западной, должна боготворить мужчин и беспрекословно им подчиняться. Западная женщина учится и делает карьеру, восточная – выходит замуж, рожает десяток-другой детей, нянчит их днями и ночами, а когда становится страшной и толстой, ее коварный муж женится второй раз, причем обязательно на молодой красавице. Или на двух сразу. Западная женщина независима от мужчины финансово и морально, восточная – совершенно бесправна перед лицом закона и общества. Западная делает, что хочет, восточная – что прикажут.
Так ли это на самом деле? Как говаривал мой научный руководитель, у меня на этот вопрос есть два ответа: «отнюдь» и «черта с два» – предпочитаю второй.
Затурканные, покорные и забитые жизнью существа женского пола водятся в рассказах Татьяны Толстой, а Иран – родина Шахерезады. Ее наследницы, по моим наблюдениям, отличаются удивительной хитростью и силой духа. Что, впрочем, в глаза не бросается, поскольку эти, безусловно, полезные качества обычно идут в комплекте с обаянием и поразительной женственностью, которая в наших широтах встречается все реже. Если уж проводить литературные аналогии и выискивать знакомые типажи, то иранки – это те мудрые жены, которые переодеваются в костюмы своих мужей, чтобы быть судьями в самых трудных и опасных для жизни случаях. Это те дочери, которые завернувшись в рыболовные сети, ни голые, ни одетые, ни пешие, ни конные верхом на осле прибывают к шаху и спасают своих отцов от гнева самодура. Это те хитрющие тетки, которые помогают незадачливому простаку, отдавшему на сохранение богатому купцу весь свой заработок. В общем, Шахерезада любила описывать женщин своего типа, поэтому в «1001 ночи» иранок тьма тьмущая.
Но конкретные примеры более наглядны.
Первой иранкой, с которой я познакомилась, была сестра моего мужа. Она приехала в аэропорт в составе многочисленной (тут без всяких преувеличений) встречающей меня делегации (впервые в Иран я отправилась совершенно одна, еще до свадьбы, поэтому моя будущая родня резонно рассудила, что без моральной поддержки мне не обойтись). Приехала, во-первых, чтобы мне было приятно, во-вторых, потому что ей хотелось увидеть невесту любимого брата как можно скорее и, в-третьих (на этот пункт обратите, пожалуйста, особое внимание), потому, что она водит машину лучше всех в семье, а дорога Тегеран–Сари очень опасная и крайне тяжелая. То, что за рулем ей нет равных, признают все ее братья, ее отец и ее муж. Это данность.
Конечно, я многое слышала о ней задолго до первой моей поездки в Иран. Я знала, что она работает тренером по фитнесу в собственном спортзале, что она год назад вышла замуж и самостоятельно (муж-то занят) занимается обустройством своей квартиры (читай: самостоятельно раздает пинки рабочим, которые красят стены и делают мебель, самостоятельно выбирает смесители-унитазы-фурнитуру-шкафчики-тарелочки; потом, правда, выяснилось, что и подпилить-подкрасить-просверлить-подключить она, в случае острой необходимости, тоже может самостоятельно).
Когда я впервые увидела ее мужа, то моментально поняла, кто в их семье главный. Он, в принципе, общительный, совершенно адекватный во всех ситуациях человек. Но в присутствии своей жены этот восточный «деспот» лишь смотрит на нее влюбленными глазами и молчит, будто мнения своего у него нет и не было.
Вы можете подумать, что золовка моя – типичный генерал в юбке, каких хватает в любой точке земного шара, и ничего специфически иранского в ней нет. Опять отнюдь. Потому что, кроме всего прочего, эта глава семьи обладает всем набором чисто женских добродетелей, которые полагается иметь любой примерной жене. Сестра моего мужа просто невероятно готовит (в прошлом году она даже проводила кулинарные семинары). Глядя на ее квартиру можно решить, что обустраивал ее какой-нибудь именитый дизайнер. Продумано все до последней мелочи: от стеклянного подсвечивающегося шкафчика с авторской скульптурой, до кухонной посуды (с разными наборами для обеда и ужина). Превосходный вкус, чувство цвета, формы и меры, умение не просто красиво все расставить, но и создать в доме атмосферу уюта – я все еще говорю о сестре своего мужа. Плюс к этому она коллекционирует игрушки, шьет одежду и умеет делать рисунки на кофе. А еще… Продолжать можно до бесконечности.
Вторая иранка, о которой я собираюсь поведать, поразила бы меня значительно меньше, если бы не короткий, но занимательный рассказ мужа. Речь идет о жене его друга, Фархада. Я познакомилась с этой семьей на нашей свадьбе. Друг мне понравился, а жена его показалась тихой серенькой мышкой. Когда я сказала об этом мужу, он хмыкнул и напомнил, что в тихом омуте водится всякое.
Муж знает Фархада с детства. Вначале они вместе учились в школе, потом в университете. Они жили в одной комнате в общаге, ели в одной столовке, вместе ходили в походы, вместе занимались бизнесом. Так что Фархад не так себе друг, а, можно сказать, один из самых близких и лучших друзей. После университета он окончательно осел в Сари, женился, а мой (тогда еще будущий) муж уехал в Украину учить русский язык. Во время учебы он бывал в Иране раз в год. Ну, максимум два раза. Приезжал всего на пару недель и, учитывая огромное количество жаждущих повидаться с ним родственников, времени на друзей у него практически не оставалось.
Но однажды они с Фархадом все-таки решили встретиться. Договорились пойти выпить чаю, подошли к кафе, поздоровались, сказали друг другу пару слов, но не успели даже сесть за столик, потому что Фархаду позвонила жена. Он говорил с ней довольно долго, и речь его сводилась к нескольким фразам: «да, дорогая», «сейчас, дорогая» и «конечно, дорогая». Потом Фархад положил трубку, извинился и ушел. Чаю с лучшим другом, одноклассником и одногруппником, который живет у черта на рогах и бог знает, когда оттуда вернется, они так и не выпили. Причем с женой ничего плохого не случилось, муж узнавал. Она просто… ну, заскучала, что ли.
А еще Фархад в присутствии жены не здоровается на улице со знакомыми женщинами. Проходит мимо, будто их и нет. А без жены здоровается.
Эта женщина такая же хорошая хозяйка, как и моя золовка. Она работает медсестрой, растит двух маленьких сыновей-погодок, отлично готовит, радушно принимает гостей и неплохо рисует.
Иногда бывает так, что женщина практически полностью вписывается в стереотип, и лишь отдельные ее высказывания (а значит, и убеждения, которые за ними стоят) напоминают о том, что сложившийся образ нуждается в уточнении.
Вот моя свекровь, например: вышла замуж, растила детей, занималась хозяйством (ну, и сейчас занимается). Одним словом, классический образец восточной женщины и идеальной жены, соответствующей всем исламским канонам и заодно нашим представлениям о них.
Своеобразным отдыхом и даже иногда лекарством для нее является шоппинг. Когда моя свекровь ходит по магазинам, то совершенно не устает, у нее ничего не болит, а настроение, и так обычно хорошее, улучшается в разы. Однажды, после многочасового квеста по киевским бутикам и приобретения семи мешков подарков всем-всем родственникам, я в шутку заметила, что ее мужу, вероятно, можно только посочувствовать: все-таки довольно затратное хобби. И свекровь моя ответила абсолютно серьезно, логично и, в общем-то, правильно. Но, в то же время, слова ее для меня, свободной западной женщины, были настолько удивительными и неожиданными, что я с радостью пересказываю их всем интересующимся судьбами «бесправных» мусульманок:
– Почему нужно сочувствовать моему мужу? Я же работаю не меньше, чем он. Я занимаюсь домом, я вырастила его детей. Я имею право ездить туда, куда захочу, и покупать все, что сочту необходимым. Зарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обязанность.
И вот после такого высказывания меня уже почти совсем не удивил зять нашего друга, отец двух взрослых дочерей и муж единственной иранки (из наших знакомых), которая до сих пор искренне полагает, что исламская революция существенно повысила уровень моральности в иранском обществе, что девочки не должны учиться с мальчиками, а в присутствии мужчин обязаны покрывать волосы. Соответственно, дочери ее придерживаются этих же правил, причем, похоже, исламские законы даже самой младшей, четырнадцатилетней девушке, не в тягость, а в радость.
Вообще эта семья просто замечательная. Я говорю абсолютно серьезно. Мы дважды гостили у них в Тегеране, и я не устаю ими любоваться. Если мне понадобиться нарисовать портрет идеальной семьи, я изображу, как эта мама готовит ужин, девочки накрывают на стол, а их отец им помогает. Все женщины в платках. Как иначе? Ведь у них в гостях чужой мужчина (т. е. мой муж). А идеальность должна выражаться не в том, что они делают и как одеты, а в том, как они друг на друга смотрят. Эта смесь сияющей любви, внутренней уверенности и чувства собственного достоинства, которая будет хорошо видна в глазах всех персонажей моей картины, убедит зрителей в том, что отношения в этой семье не просто хорошие, а очень хорошие, что все тут довольны жизнью, друг другом и очень счастливы.
Так вот. Глава идеальной и довольно религиозной семьи, все члены которой, кажется, руками и ногами поддерживают патриархальную модель ячейки общества, однажды со вздохом сказал моему мужу:
– Что бы ни было, а мы всегда под каблуком у наших женщин.
Ему, конечно, виднее.
Часть 2. Работа и быт.
Часть 3. Закон (брачный контракт)
Часть 4. Ограничения и запреты

Так ли это на самом деле? Как говаривал мой научный руководитель, у меня на этот вопрос есть два ответа: «отнюдь» и «черта с два» – предпочитаю второй.
Затурканные, покорные и забитые жизнью существа женского пола водятся в рассказах Татьяны Толстой, а Иран – родина Шахерезады. Ее наследницы, по моим наблюдениям, отличаются удивительной хитростью и силой духа. Что, впрочем, в глаза не бросается, поскольку эти, безусловно, полезные качества обычно идут в комплекте с обаянием и поразительной женственностью, которая в наших широтах встречается все реже. Если уж проводить литературные аналогии и выискивать знакомые типажи, то иранки – это те мудрые жены, которые переодеваются в костюмы своих мужей, чтобы быть судьями в самых трудных и опасных для жизни случаях. Это те дочери, которые завернувшись в рыболовные сети, ни голые, ни одетые, ни пешие, ни конные верхом на осле прибывают к шаху и спасают своих отцов от гнева самодура. Это те хитрющие тетки, которые помогают незадачливому простаку, отдавшему на сохранение богатому купцу весь свой заработок. В общем, Шахерезада любила описывать женщин своего типа, поэтому в «1001 ночи» иранок тьма тьмущая.
Но конкретные примеры более наглядны.
Первой иранкой, с которой я познакомилась, была сестра моего мужа. Она приехала в аэропорт в составе многочисленной (тут без всяких преувеличений) встречающей меня делегации (впервые в Иран я отправилась совершенно одна, еще до свадьбы, поэтому моя будущая родня резонно рассудила, что без моральной поддержки мне не обойтись). Приехала, во-первых, чтобы мне было приятно, во-вторых, потому что ей хотелось увидеть невесту любимого брата как можно скорее и, в-третьих (на этот пункт обратите, пожалуйста, особое внимание), потому, что она водит машину лучше всех в семье, а дорога Тегеран–Сари очень опасная и крайне тяжелая. То, что за рулем ей нет равных, признают все ее братья, ее отец и ее муж. Это данность.
Конечно, я многое слышала о ней задолго до первой моей поездки в Иран. Я знала, что она работает тренером по фитнесу в собственном спортзале, что она год назад вышла замуж и самостоятельно (муж-то занят) занимается обустройством своей квартиры (читай: самостоятельно раздает пинки рабочим, которые красят стены и делают мебель, самостоятельно выбирает смесители-унитазы-фурнитуру-шкафчики-тарелочки; потом, правда, выяснилось, что и подпилить-подкрасить-просверлить-подключить она, в случае острой необходимости, тоже может самостоятельно).
Когда я впервые увидела ее мужа, то моментально поняла, кто в их семье главный. Он, в принципе, общительный, совершенно адекватный во всех ситуациях человек. Но в присутствии своей жены этот восточный «деспот» лишь смотрит на нее влюбленными глазами и молчит, будто мнения своего у него нет и не было.
Вы можете подумать, что золовка моя – типичный генерал в юбке, каких хватает в любой точке земного шара, и ничего специфически иранского в ней нет. Опять отнюдь. Потому что, кроме всего прочего, эта глава семьи обладает всем набором чисто женских добродетелей, которые полагается иметь любой примерной жене. Сестра моего мужа просто невероятно готовит (в прошлом году она даже проводила кулинарные семинары). Глядя на ее квартиру можно решить, что обустраивал ее какой-нибудь именитый дизайнер. Продумано все до последней мелочи: от стеклянного подсвечивающегося шкафчика с авторской скульптурой, до кухонной посуды (с разными наборами для обеда и ужина). Превосходный вкус, чувство цвета, формы и меры, умение не просто красиво все расставить, но и создать в доме атмосферу уюта – я все еще говорю о сестре своего мужа. Плюс к этому она коллекционирует игрушки, шьет одежду и умеет делать рисунки на кофе. А еще… Продолжать можно до бесконечности.
Вторая иранка, о которой я собираюсь поведать, поразила бы меня значительно меньше, если бы не короткий, но занимательный рассказ мужа. Речь идет о жене его друга, Фархада. Я познакомилась с этой семьей на нашей свадьбе. Друг мне понравился, а жена его показалась тихой серенькой мышкой. Когда я сказала об этом мужу, он хмыкнул и напомнил, что в тихом омуте водится всякое.
Муж знает Фархада с детства. Вначале они вместе учились в школе, потом в университете. Они жили в одной комнате в общаге, ели в одной столовке, вместе ходили в походы, вместе занимались бизнесом. Так что Фархад не так себе друг, а, можно сказать, один из самых близких и лучших друзей. После университета он окончательно осел в Сари, женился, а мой (тогда еще будущий) муж уехал в Украину учить русский язык. Во время учебы он бывал в Иране раз в год. Ну, максимум два раза. Приезжал всего на пару недель и, учитывая огромное количество жаждущих повидаться с ним родственников, времени на друзей у него практически не оставалось.
Но однажды они с Фархадом все-таки решили встретиться. Договорились пойти выпить чаю, подошли к кафе, поздоровались, сказали друг другу пару слов, но не успели даже сесть за столик, потому что Фархаду позвонила жена. Он говорил с ней довольно долго, и речь его сводилась к нескольким фразам: «да, дорогая», «сейчас, дорогая» и «конечно, дорогая». Потом Фархад положил трубку, извинился и ушел. Чаю с лучшим другом, одноклассником и одногруппником, который живет у черта на рогах и бог знает, когда оттуда вернется, они так и не выпили. Причем с женой ничего плохого не случилось, муж узнавал. Она просто… ну, заскучала, что ли.
А еще Фархад в присутствии жены не здоровается на улице со знакомыми женщинами. Проходит мимо, будто их и нет. А без жены здоровается.
Эта женщина такая же хорошая хозяйка, как и моя золовка. Она работает медсестрой, растит двух маленьких сыновей-погодок, отлично готовит, радушно принимает гостей и неплохо рисует.
Иногда бывает так, что женщина практически полностью вписывается в стереотип, и лишь отдельные ее высказывания (а значит, и убеждения, которые за ними стоят) напоминают о том, что сложившийся образ нуждается в уточнении.
Вот моя свекровь, например: вышла замуж, растила детей, занималась хозяйством (ну, и сейчас занимается). Одним словом, классический образец восточной женщины и идеальной жены, соответствующей всем исламским канонам и заодно нашим представлениям о них.
Своеобразным отдыхом и даже иногда лекарством для нее является шоппинг. Когда моя свекровь ходит по магазинам, то совершенно не устает, у нее ничего не болит, а настроение, и так обычно хорошее, улучшается в разы. Однажды, после многочасового квеста по киевским бутикам и приобретения семи мешков подарков всем-всем родственникам, я в шутку заметила, что ее мужу, вероятно, можно только посочувствовать: все-таки довольно затратное хобби. И свекровь моя ответила абсолютно серьезно, логично и, в общем-то, правильно. Но, в то же время, слова ее для меня, свободной западной женщины, были настолько удивительными и неожиданными, что я с радостью пересказываю их всем интересующимся судьбами «бесправных» мусульманок:
– Почему нужно сочувствовать моему мужу? Я же работаю не меньше, чем он. Я занимаюсь домом, я вырастила его детей. Я имею право ездить туда, куда захочу, и покупать все, что сочту необходимым. Зарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обязанность.
И вот после такого высказывания меня уже почти совсем не удивил зять нашего друга, отец двух взрослых дочерей и муж единственной иранки (из наших знакомых), которая до сих пор искренне полагает, что исламская революция существенно повысила уровень моральности в иранском обществе, что девочки не должны учиться с мальчиками, а в присутствии мужчин обязаны покрывать волосы. Соответственно, дочери ее придерживаются этих же правил, причем, похоже, исламские законы даже самой младшей, четырнадцатилетней девушке, не в тягость, а в радость.
Вообще эта семья просто замечательная. Я говорю абсолютно серьезно. Мы дважды гостили у них в Тегеране, и я не устаю ими любоваться. Если мне понадобиться нарисовать портрет идеальной семьи, я изображу, как эта мама готовит ужин, девочки накрывают на стол, а их отец им помогает. Все женщины в платках. Как иначе? Ведь у них в гостях чужой мужчина (т. е. мой муж). А идеальность должна выражаться не в том, что они делают и как одеты, а в том, как они друг на друга смотрят. Эта смесь сияющей любви, внутренней уверенности и чувства собственного достоинства, которая будет хорошо видна в глазах всех персонажей моей картины, убедит зрителей в том, что отношения в этой семье не просто хорошие, а очень хорошие, что все тут довольны жизнью, друг другом и очень счастливы.
Так вот. Глава идеальной и довольно религиозной семьи, все члены которой, кажется, руками и ногами поддерживают патриархальную модель ячейки общества, однажды со вздохом сказал моему мужу:
– Что бы ни было, а мы всегда под каблуком у наших женщин.
Ему, конечно, виднее.
Часть 2. Работа и быт.
Часть 3. Закон (брачный контракт)
Часть 4. Ограничения и запреты

no subject
2009-05-06 21:50 (UTC)и вообще у Вас уникальный опыт...
кстати скажу вам в скобках что я при порядочном подозрении к мусульманству вообще - я еврейка (хоть не без православной и католической крови) и американка - почему-то очень ценю иранцев и.. турок, у меня много друзей из Ирана - правда да, они беженцы в основном. но они все равно иранцы. они прекрасные. и турки. не беженцы.. мое такое подозрение вот в чем - это древние цивилизации, прекрасные мощные культуры. старее нашей т.е. русской.
у них эта цивилизованность просто вросла в душу. даже строгий Ислам не может их сделать нелюдями ( как это произошло с Саудами скажем - которые только что с дерева слезли, или с верблюда слезли скорее)
и к тому же они очень красивые, ваши перcы. и турки. и мужчины и женщины и особенно дети.
no subject
2009-05-07 08:15 (UTC)Мне тоже кажется, что опыт в некотором роде уникальный. Хотя, конечно, тут в жж немало таких же иранских жен, как я. Но сколько бы людей об этом ни писали, все равно у всех своя точка зрения и свое видение. Мне похожие на меня блоги очень интересно бывает читать. Но я-то пишу, в основном, для своих реальных друзей, а они об Иране совсем ничего не знают и чужие блоги на эту тему тоже не читают :)
Думаете, я мусульманство очень люблю? Ха! Три раза ха. Боюсь я его. Да только вот вижу, что во многом все не так, как нам объясняют. И многое там действительно нужно ценить и уважать. Хотелось бы, чтобы тот, кто в принципе способен думать и анализировать, это понимал (а то я, бывает, как наткнусь на "дискуссию" об Исламе, так меня аж в дрожь бросает). Это не последняя причина, по которой я пишу об Иране.
Насчет древности цивилизации и современной культуры я, честно говоря, не уверена. Ну, вот как-то не очень я верю в менальность и прочие подобные вещи. Наверняка, что-то в этом есть, но я пока (пока меня окончательно не убедят в обратном ) считаю, что современное общество определяет культуру человека (а не руины древних храмов, которые он, может быть, видит ежедневно). Индийская культура вон тоже древнее нашей русской. Да только все иранцы, которые были в Индии, плюются от воспоминаний о грязи и нищите.
В принципе, и арабская культура немного древнее русской (если мы, конечно, не будем учитывать Триполье-Кукутени и прочие слабопричастные к Киевской Руси вещи). И ученые там были, и поэты, и врачи (что и в каком количестве они позаимствовали у иранцев - это уже отдельная история, но ведь были же). А вот теперь...
Ну, в любом случае, я рада, что Вам иранцы нравятся. Потому что мне они тоже нравятся :)
no subject
2009-05-08 05:33 (UTC)Но это конечно не о вахаббистах.
(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted byno subject
2009-05-07 05:14 (UTC)И совершенно верно все подметили.
Вообще в Иране к женщинам очень уважительное отношение.
Во всех иранских семьях,в которых мне довелось побывать,мужья обращались к своим женам,как к королевам.Униженность ,забитость?Нет,это не про про шииток.
no subject
2009-05-07 07:24 (UTC)Я, конечно, про всех шииток говорить не могу. Тут уж Вам виднее :)
Я обязтельно еще напишу, как такое положение женщин пдкреплено законодательно.
Вообще иранки стали для меня настоящим открытием. Второе открытие - традици и законы. Высокий статус женщины в Иране - явление вполне закономерное.
Конечно, и там бывает всякое. Но я сейчас уже хорошо понимаю, что женщина, ну, по крайней мере, в Украине, не в лучшем положении, чем женщина в Иране. Все наши преимущества довольно условны. К исламской одежде, в конце концов, можно и привыкнуть.
(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted byno subject
2009-05-07 11:59 (UTC)"Зарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обязанность."
Эти золотые слова, по-моему, надо повторять про себя , как мантры. Чтобы не забывать о том, что ты - женщина, а не "где-то что-то как-то". И по мере сил внушать своим сыновьям.
Мой муж к маме только на "Вы" и в этом нет никакой отчужденности, а только уважение. Я была в легком шоке ( опять же под влиянием стереотипов), когда увидела свекра, моющего посуду, в то время, когда мама и 2 сестры смотрели сериал. Ну, мама понятно - устала за день, после операции. Но вот сестры!.. 2 молодые лошадки без зазрения совести сидят перед телевизором! Никто не пошел, не сказал " оставьте, папа, мы сами". ( я не в счет, меня свекр выгнал с кухни, я пока ещё гость). Мой им потом , конечно, вставил по первое число. Но это же не первый раз, очевидно. Стала приглядываться: деньгами распоряжается мама, куда и когда ехать-идти решает мама, домработница раз в неделя и перед приходом гостей есть, опять же жениться-замуж выйти надо с мамой договориться. И папа не спрашивает "Где деньги, Зин!" Мусор тоже только пап выносит. Вот такая тирания в отдельно взятой семье. Достаточно религиозной, должна сказать( со стороны папы).
А тетушка мужа постоянно рассказывает, что ее невестки часто жалуются ей на мужей ( то бишь , на ее сыновей). И она их отчитывает! "Не смей обижать жену!" У нас что чаще слышишь? То-то и оно...
А родители мужа вместе уже более 40 лет. И женили их традиционно по выбору родителей ( опять же - мамы свекра). Не все идеально, но внушает надежду на хорошее.
А весь этот внешний антураж, униформа для улицы - это только для улицы, для чужих. У меня есть ощущение, что они сохраняют себя для близких, для родных, не распыляются вовне.
no subject
2009-05-07 12:42 (UTC)А слова эти золотые внушать надо не только сыновьям, но и дочерям. А то ведь у нас девочки сами с детства знают, что муж может зарабатывать символически, а по вечерам смотреть телевизор, в то время, пока жена там хозяйственной мелочевкой занимается да на трех работах вкалывает.
У нас все то же самое: и с мамой на "вы" (хотя тут уже проявляется уважительное отношение не то чтобы к женщине, а к родителям и в целом к старшим, хотя мама, конечно, человек совершенно особенный), и свекр, который моет посуду. А вот сестра у мужа одна, живет отдельно, поэтому домашние заботы ложатся на плечи братев. Самый младший брат делает в доме все: и ремонтирует, и готовит периодически, и ходит за покупками. Свекровь, конечно, тоже готовит и вообще много работает, но ведь ей тяжело, так что... И остальные братья по мере сил и возможностей помогают. Но я об этом отдельный пост напишу. О традициях. И на твой комментарий обязательно сошлюсь, чтобы не возникало ощущения, что это просто мне так повезло с семьей мужа :)
В Иране, конечно, всякое бывает. Как и везде, впрочем. Думаю, в России и в Украине тоже найдутся семьи, где мужчины уважают женский труд и женское мнение. И их, к счастью, не так уж мало. Но все-таки сейчас мне уже кажется, что в Иране таких семей больше.
(no subject)
- Posted byЗарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обязанн
- Posted byRe: Зарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обяза
- Posted byRe: Зарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обяза
- Posted byRe: Зарабатывать столько, сколько нужно мне, – его обяза
- Posted byno subject
2009-05-08 05:20 (UTC)"И женили их традиционно по выбору родителей"
Брак по выбору родителей мне всегда казался чем-то очень несуразным,доисторическим,глупым и невежественным,но мои длительные наблюдения за подобными семьями заставили меня пересмотреть свое отношение к этому.В Азербайджане подобный брак не редкость,конечно,молодых спрашивают согласия,но зачастую,до помолвки ,жениха или невесту видят только по фото ,ну или издалека.После помолвки им уже разрешают встречаться,но все очень невинно.
И такие семьи, в дальнейшем ,становятся очень крепкими,как ни странно.В них живут и любовь и уважение.Но,естественно,есть и исключения,но не такие уж частые.
(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted byno subject
2009-05-08 09:00 (UTC)no subject
2009-05-08 09:36 (UTC)Тайна - это точно.
Хорошо, что ты вернулась :)
no subject
2009-05-10 10:48 (UTC)Не хочу этим никого обидеть - просто по прочтении возникли такие мысли...
no subject
2009-05-10 11:21 (UTC)Это совсем не значить, что у нас или где-то ещё в мире нет таких мужчин, таких семей, где все поравну. Но у нас это встречается реже. И не значит, что в Иране все семьи такие.
(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted byno subject
2009-06-26 03:08 (UTC)А теперь понял, просто в посте показывается характер иранок на примере родни и общего круга знакомых, а люди всегда обычно общаются в определенной среде созвучной их восприятию...
Впрочем, это все ни в коей мере не умаляет интересности и полезности сделанных вами выводов :)
no subject
2009-06-26 07:16 (UTC)Фактически, я постоянно сравниваю жизнь среднего класса Ирана и Украины (т.е. людей трудоспособного возраста с высшим образованием, а также их семей). Мировоззрение, условия самореализации, быт, традиции, суеверия, трудности, доходы, цели, идеалы, способ и стиль общения, жесты, мимика и т.д. Я необъективна, т.к. не исследую все это, пользуясь научными методами, а живу в этом.
Иран невероятно разнообразен. Я уже много раз замечала, что даже женщины в моем положении (т.е. жены учившихся в Украине и России иранцев) видят Иран иначе, и иногда различия настолько удивительны, что мне кажется, они говорят и пушут о другой стране. Если бы Вам довелось пообщаться с девушкой из какого-нибудь религиозного центра Ирана (Гом, Мешхед), вы бы узнали, что все иранцы - невероятно набожны, и что это - в высшей степени приятно и полезно. А мои родственники попросили меня не выходить в Гоме из машины, чтобы эти фанатики не пялились на мое европейское пальто и красный шарфик и не делали мне замечаний. Да и сами выходить не стали, просто проехали его как можно быстрее. И таких примеров - тьма тьмущая.
Вы попали в Топ-30 Зиуса!
2009-06-26 21:21 (UTC)Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
Пройди обновленный тест - узнай сколько стоит реклама в твоем блоге. (http://xeus.ru/vip/post_price.php)
no subject
2009-08-02 21:02 (UTC)Процитирую у себя, если не возражаете.
no subject
2009-08-03 06:34 (UTC)Конечно, цитируйте :)
иранки и иран глазами россиянки
2009-12-18 07:22 (UTC)А может быть просто я не могу поверить своим глазам! Ведь то, что я начитала в интернете про мусульман и Иран (даже видео о казне 16летней изнасилованной и в итоге виноватой девочки смотрела) и то, что я увидела реально - совсем разные картины жизни... Не укладывается в голове такой контраст.
а вообще спасибо вам за инфо и в особенности про брачный договор... Мой принял мои страховочные меры в виде брачного договора, но почему-то он не знает, какой он брачный договор в Иране... И попросил меня прислать ему вариантик... А я на фарси еще мало что могу сказать, не то что написать и найти в интернете (только на русском и английском - но там что-то не густо). вот такой конфуз.
можете подскажете?
и буду рада дружить в жж! Извините, что так длинно получилось.
Re: иранки и иран глазами россиянки
2009-12-18 10:36 (UTC)Контракт я видела только один, тот, что почти полностью процитировала. Это стандартная и совершенно обязательная процедура, если Вы решите заключать исламский брак (т.е. принимать ислам и гражданство Ирана), а не Ваша страховка. Выбрать можно только условия, подписывать или не подписывать - так вопрос не стоит :) Образцы этих договоров наверняка есть в посольствах ИРИ и у нотариусов. Но если Вы с мужем не собираетесь потом жить в Иране, то без него можно (многие считают, что даже нужно) обойтись.
Наверное, перед заключением договора неплохо было бы Вам посоветоваться с иранским юристом. Если, конечно, есть такая возможность. Потому что тонкостей очень много. Я всех не знаю. Очень хочу разобраться, т.к. мне просто интересно. Но даже если разберусь, я не уверена, что смогу все адекватно и юридически правильно изложить.
Правильно составленный договор нужен на случай (не дай бог, конечно) развода. Да и то, говорят, стопроцентной гарантии того, что все будет гладко, он не дает.
У меня возникали точно такие же чувства: боязнь ислама, удивление от несоответствия увиденного сложившимся стереотипам. Непонимание того, как же это так :)
Что будет у Вас после свадьбы, никто точно Вам не скажет. Бывает всякое. Но если Ваш будущий муж с Севера, из Сари, то шансы на то, что крутого ислама не будет, существенно повышаются :) В целом абсолютно все будет зависеть от Вашего мужа. Как он обустроит Вашу жизнь, какие он установит отношения со своими родственниками, так и будет. Не скажу, что воспитание, полученное в исламской культуре, никак не дает о себе знать. И что моя жизнь после свадьбы совершенно не изменилась, тоже не скажу. Но лично я те появления этого самого исламского воспитания, с которыми мне довдится сталкиваться, считаю скорее положительными, чем отрицательными. Надеюсь, и Вам в этом плане повезло.
Я ничего не читала об Иране накануне свадьбы, да и сразу после нее тоже. И сейчас думаю, что это даже хорошо. У меня и своих предубеждений было выше крыши. Добавлять сюда еще казненных девочек и терроризм не то, что совсем неправильно, а нормальной адаптации в стране не поспособствует. Лучше ехать с хорошим настроем и стараться радоваться тому хорошему, что там действительно есть. Хотя, с другой стороны, и розовые очки ни к чему.
Добавлю и свое спасибо + вопросы
2010-05-13 10:32 (UTC)Нам тут на выходных одна хорошо знакомая итальянка рассказала о четком стереотипе о русских (у итальянцев, по крайней мере; но может и у всех европейцев): "либо мафиози, либо несчастные (неудачники, в оригинале sfortunati, те, кто не имеет фортуны)". И добавила - "нет, мне не надо говорить, что это не так, но такое мнение очень распространено". Догадывался и раньше, но впервые так явно услышал... теперь буду цитировать желающим расставить штампы )))
А есть у Иранцев стереотипы о русских, украинцах или европейцах?
Это первый вопрос.
Второй вопрос связан с моим собственным впечатлением от иранок (http://steady-man.livejournal.com/tag/иммигранты#post-steady_man-12346). К сожалению, не догадался спросить из какой они части Ирана. Но это иранки, живущие за границей. Интересно, насколько мнение справедливо в отношении жительниц внутри страны?
Другой иранец рассказывал интересную вещь, якобы русское "здравствуйте" произошло от какого-то сочетания слов на одном из иранских языков (если знаете подробности, уточните, пожалуйста). Но третий вопрос подразумевает скорее отдельный пост ))) Какие наиболее удивительные заимствования открылись для Вас в русский из восточных языков? Нампример, для меня одним из наиболее удивительных было, что уже устаревшее "очи", которое всегда считал исконно русским словом имеет в итальянском точно такой же смысл (occi - глаза), а "картина" и "картонка" - не только латинский корень, но и суффиксы оттуда же, с тем же смыслом.
Заранее спасибо за ответы.
Re: Добавлю и свое спасибо + вопросы
2010-05-13 11:24 (UTC)О книжке я пока даже думать стесняюсь. Все-таки я там не живу и, наверное, будет неправильно писать книгу со слов мужа :) Ну, посмотрим.
Пока что - если Вас интересует книжка про Иран - могу только порекомендовать обратиться к
Теперь о Ваших вопросах.
1. Дело в том, что я в основном имею дело с иранцами, которые либо живут/долгое время жили в Украине, либо же родственники мужа, который сам долго жил в Украине и многое им рассказывал. Поэтому если у них и ибыли какие-то стереотипы, то они давно разрушены. Когда к нам сюда впервые приехал брат мужа, я спросила его, что его тут поразило. Он ответил: "ничего, все именно так, как брат и рассказывал" :) Это первая причина, по которой я мало слышала о таких стереотипах.
Вторая причина заключается в том, что если даже в глубине души иранцы считают всех русских/украинцев/европейцев горькими пьяницами, законченными проститутками и чем еще нас принято считать, то они мне в жизни об этом не скажут. Потому что не принято говорить людям в лицо неприятные вещи, даже если это неприятное и не относится ко мне лично.
Что точно могу сказать. Во-первых, знают о нашем (украинском) футболе. Шевченко, "Шахтар", "Динамо" - мой муж об этом с ними точно не говорит :) Но в Иране вообще очень любят футбол, так что ничего удивительного. Во-вторых, знают об алкоголе и действительно думают, что тут пьют постоянно. Я об этом узнала случайно: когда моя свекровь вздохнула с облегчением, увидев, что у нас в доме нет алкоголя, когда родня в Иране предложила выипить и страшно удивилась нашему отказу. Но наличию алкоголя в свободном доступе они (ну, по крайней мере, некоторая часть иранцев) скорее завидуют, чем осуждают. Они-то вынуждены прятаться.
Что еще? Мафия. Когда муж ехал в Киев, он даже в какой-то электронной энциклопедии нашел, что Украина - это страна, которой правит мафия. К сожалению, местные реалии только убеждают иранцев в правильности этого стереотипа.
Re: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
2010-05-13 11:35 (UTC)Я не имею права обобщать, потому что лично имею дело с иранками, которые воспитывались достаточно либерально, некоторые из них учились и довольно долго жили в Европе (я вообще лично могу поговорить с довольно-таки ограниченным кругом людей, только с теми, кто говорит по-английски и не обо всем их вот так сразу и спросишь). Поэтому у меня складывается впечатление, что все, что происходит, они хорошо понимают и терпят в силу того, что выход даже если и есть (эмиграция), то еще не факт, что это хороший выход. Но я охотно верю, что в Иране полно женщин, которые искренне верят тому, что им внушают, и искренне не хотят для себя ничего другого.
Что касается поведения за границей. Могу наблюдать за иранками, которые живут в Киеве. Возможно, тут сказывается специфика студенчества (погуляю пару лет - и домой), возможно, возраст, возможно, еще что-то. Но подавляющее большинство из них открыты более чем достаточно. То есть им буквально сносит крышу и они пускаются во все тяжкие, делают все то, что в Иране если не категорически недоступно, то хотя бы формально запрещено. Назвать их зашоренными или замкнутыми у меня не поворачивается язык.
Re: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byRe: Добавлю и свое спасибо + вопросы
- Posted byno subject
2011-01-23 22:49 (UTC)no subject
2011-01-24 09:10 (UTC)(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted by(no subject)
- Posted byNo title
2012-02-26 18:33 (UTC)Иранские женщины
2012-03-17 07:31 (UTC)