Фахадан

Saturday, 9 October 2010 22:35
anoushe: (Default)
[personal profile] anoushe
Photobucket


Я вам тут уже всякого разного из Язда показала. Красиво, правда? И интересно ж ведь, да?
Но самое, на мой взгляд, лучшее будет вот сейчас.
В принципе, можно проигнорировать все красоты Язда, не ходить по музеям, но вот если хотя бы на полчаса не зайти в старый город, то это будет очень зря.


Photobucket


Фахадан – это самый старый район Язда. Находится он прямо в центре города.
Району приблизительно 900 лет. Конечно, это очень мало по сравнению с возрастом Язда (3000 лет). Но Язд рос и перестраивался, а Фахадан каким был, таким примерно и остался.
Сами яздовцы относятся к нему как-то равнодушно. Ну, район себе и район. Подумаешь, старые дома.
Но вы только посмотрите, какие это дома (собственно, домов-то почти и не видно, в основном одни стены) и какие улицы:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket


В некоторых местах улицы старого квартала полностью накрыты крышей, в других между стенами домов перекинуты многочисленные арки:

Photobucket

Photobucket


Самое замечательное в этом районе не то, что он такой вот старинный и самобытный, а то, что он вполне жилой. Это не отгороженная от внешнего мира музейная территория. По функциям это место мало отличается от остального города. За этими стенами живут обычные яздовцы, по этим улицам они ходят в мечети, в школы и за продуктами. На этих же улицах играют дети.

В конце улицы дверь в жилой дом:

Photobucket


Эти улицы, несмотря на то, что кое-где тут и пешеходам тесно, очень оживленные. По ним ездят машины, а мотоциклы – так даже не ездят, а летают (ну, это, впрочем, повсеместно).

Photobucket

Photobucket

Photobucket


В этих же старинных домах есть куча всяческих учреждений, которые функционируют точно так же, как и любые другие учреждения.

Как проехать в библиотеку (на заднем плане):

Photobucket


Вход в здание школы:

Photobucket


Отделение религиозной полиции басидж:

Photobucket


Иммиграционное управление:

Photobucket


Ну, где еще размещать отделы по работе с иностранцами, как не в таком экзотическом месте:)

Состояние домов в этом районе, конечно же, разное. Кое-что более-менее сносно сохранилось, а кое-что и совсем разваливается.

Вот то, что мы увидели за какой-то решеткой в стене:

Photobucket


На месте развалившегося строят новое. И получается, что стена в стену могут стоять два дома, возраст которых отличается на несколько сотен лет.

Вот за этой стеной, похоже, совсем новый дом. А рядом машина с большим трудом разворачивается.

Photobucket


В древних стенах очень много совершенно сказочных дверей. Очевидно, из-за сухого климата в Язде и его окрестностях они хорошо сохранились.

Photobucket

Photobucket

Photobucket


А какие тут дверные молоточки...

Photobucket

Photobucket


Разные, да. Один – тот, что массивнее, – для мужчин, а второй – потоньше, пониже – для женщин. Если ими постучать, звук будет разный. Так хозяева дома узнавали (и узнают), к кому пришли гости.

А вот так в старом городе выглядят водосточные желоба:

Photobucket


Разумеется, в районе Фахадан можно не только бродить по лабиринту улочек (никаких метафор, это самый настоящий лабиринт, если бы не стрелки к главным достопримечательностям и не играющие на улицах дети, заблудиться тут не составило бы никакого труда), не только рассматривать водосточные желоба и стучать дверными молоточками. Здесь есть куча самых разных музеев.

Вот водохранилище с бадгирами:

Photobucket



А вот самая старая постройка Язда (11 столетие) – здание двенадцати имамов:

Photobucket


Интерьер:

Photobucket

Photobucket


На последней фотографии сверху на самом деле не просто орнамент, а надпись.

Мавзолей Сайед Шамсоддин – Чахар минар (четыре минарета):

Photobucket


Здесь изначально (700 лет назад) была религиозная школа. Потом в этом здании похоронили сына местного правителя.

Об одном музее тут будет чуть подробнее. Вон он, там, в конце улицы:

Photobucket



Хане Лариха

Дом ларов (лары – одна из иранских народностей, Ларестан – один из районов провинции Фарс с центром в городе Лар).
Здесь собирались дервиши. Здание построено около 120 лет назад. Оно очень похоже на здание музея воды.

Внутренний двор с бассейном и помостом для религиозных церемоний:

Photobucket

Photobucket



Элементы внешнего декора:

Photobucket

Photobucket

Photobucket


Кое-где видно старинные бытовые предметы:

Photobucket


Витражи:

Photobucket


Ближе:

Photobucket


А вот какой потолок обнаружился в одной из комнат:

Photobucket


Среди полосок зеркального орнамента – женские портреты, преимущественно в европейском стиле. В то время в Иране Европа была в моде.

Photobucket

Photobucket

Photobucket


В тот день мы были последними посетителями музея. Охранники уже закрыли старинную дверь на старинный замок, и им пришлось открыть его, чтобы нас выпустить:

Photobucket


***

Честно говоря, до того, как я попала в Фахадан, я никогда в жизни не видела такого сочетания старины и современности. Обычно первую более или менее старательно отгораживают от последней. А тут никто этого делать даже не думает. Для меня это стало одним из самых ярких впечатлений всей поездки.

Photobucket

2010-10-09 19:51 (UTC)
- Posted by [identity profile] saardita.livejournal.com
Очень, очень интересно!
А стены - неужели глиняные? Или это штукатурка такого цвета на кирпичных или каменных (?) стенах?

2010-10-10 12:50 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Рада, что Вам понравилось :)

Стены сложены из кирпичей и обмазаны глиной с соломой. Кое-где под обвалившимся слоем глины видна кирпичная кладка. Язд стоит посреди глинистой пустыни, так что этого строительного материала там как гуталина на гуталиновой фабрике :)

ОТПАААААААААААААД!

2010-10-09 20:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] stekunova-sem.livejournal.com
))) и первая ассоциация - заблудившийся Гена Козодоев ))) как все-таки мы испорчены гайдаевскими кино...
интересно, как котируется аренда-продажа жилья из этого района )))
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Вот уж не знаю :) Но думаю, что если домик новый, то наверное, неплохо котируется. Все же исторический центр :)
- Posted by [identity profile] stekunova-sem.livejournal.com
да, и иммиграционная служба недалеко, что важно )))

2010-10-11 15:03 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Уже планируешь переезд? :)

2010-10-11 17:57 (UTC)
- Posted by [identity profile] stekunova-sem.livejournal.com
забиваю пути у отступлению.
одно создание из вражеского штаба распространяет слушок, что нам с коллегами после выборов в Луцке останется разве что улицы подметать.
а я не хочу.
ладно бы весной выборы были. А то греби листопад, потом залежи снежные. Еще и зиму суровую обещают )))

2010-10-11 18:04 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, ты смотри, зимой в дворники не ходи :) Физические нагрузки, разумеется, полезны, но не в такой же степени :)

А чего это вам так угрожают?

2010-10-11 18:40 (UTC)
- Posted by [identity profile] stekunova-sem.livejournal.com
да особо никто не грозит, там в основном адекватные люди. Но есть одно позёрское мурло )))

2010-10-11 18:44 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Главное, чтобы за позерством ничего больше не стояло :)

2010-10-11 18:48 (UTC)
- Posted by [identity profile] stekunova-sem.livejournal.com
"полная пустота" ;-)

2010-10-13 02:20 (UTC)
- Posted by [identity profile] ilonadk.livejournal.com
прикольноImage (http://blog-heal.org.ua)

2010-10-09 21:23 (UTC)
- Posted by [identity profile] lanka.livejournal.com
невероятно интересно, спасибо

2010-10-10 12:51 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете :)

2010-10-10 05:27 (UTC)
- Posted by [identity profile] ithaka-girl.livejournal.com
фантастика, у меня прямо мурашки по коже от разных мыслей о времени и людях :)
двери меня особенно впечатлили.

2010-10-10 12:54 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, у меня были точно такие же впечатления там. Это как-то настолько странно, что даже в голове не укладывается. Удивительное, сказочное сочетание.
Дверей и окон у меня просто целая куча. Я буду постепенно выкладывать. Там еще замки кое-где есть очень интересные.

2010-10-10 06:20 (UTC)
- Posted by [identity profile] nuum.livejournal.com
контраст и гармония старины и современности поражает! домику семь сотен лет, а из него антенна торчит и провода тянутся:)

Аня ,а у меня вот по дверям и молоточкам вопрос. какой молоточек для какого пола предназначен? я подумала что кольцевидный женский, а овальный длинненький для мужчин, тут прямые ассоциации вроде как... или по-другому? ну там право-лево?

2010-10-10 12:56 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Мне кажется, что круглый для женщин, а прямой для мужчин. На некоторых дверях круглый даже расположен чуть ниже прямого. И звук прямой издает более низкий, чем круглый. Я даже в одном месте попробовала записать, но разницы в записи не слышно.
А насчет ассоциаций... Если честно, то у меня они тоже возникли сразу же, как только я это увидела. Все остальное их только подтверждает :)

2010-10-10 06:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com
супер! спасибо огромное. ну когда ж меня в Иран-то занесёт? :(

2010-10-10 12:59 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Не за что.
Да, если есть возможность, поезжайте. Стоит.

2010-10-10 16:31 (UTC)
- Posted by [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com
Вам можно задать пару вопросов про Тегеран?
по мэйлу или еще как?

2010-10-11 15:04 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Можно. Только я не уверена, что смогу на них ответить. Я в Тегеране практически не бываю.
Можно, допустим, здесь или в личку.

2010-10-10 07:27 (UTC)
- Posted by [identity profile] tania-setare.livejournal.com
спасибо Вам за отличные фото! внесла это место в свой whish-list для путешествия по Ирану ;)

2010-10-10 13:00 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что все смотрите и читаете. Мне єто очень приятно. В Язд очень желательно ехать, если будет время. Туристу там скучно не будет :)

2010-10-10 07:52 (UTC)
- Posted by [identity profile] trubkokur.livejournal.com
Очень любопытный город!

2010-10-10 13:01 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, не то слово :)
(deleted comment)

2010-10-10 15:35 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, это на самом деле просто невероятно.

2010-10-10 16:11 (UTC)
- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com
Первая фотка - очень красивая :)
Охать и ахать не буду, потому как и так понятно что надо :)
Самое интересное, как мне кажется, это то кто в таких домах живёт и как. Вы внутрь заходили ?
В таком городе, в таких домах, с такими традициями и люди ну совсем другие.
Грущю о нашем многоквартирном малогабаритном детстве в хрущовких никаких домах с вечным "квартирным вопросом"...

2010-10-11 15:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Нет, мы внутрь не заходили и с людьми из этого района почти не общались (не считая детей, которые прыгали вокруг нас, просили сфотографировать и объясняли, как пройти туда, куда нам нужно было). Наверняка можно было бы как-то с кем-то завязать беседу и попроситься хотя бы одним глазком заглянуть внутрь. Но муж, во-первых, этого не любит, он считает, что я и так себя слишком нескромно веду и слишком бесцеремонно всех фотографирую, а во-вторых, у нас было мало времени.
Те яздовцы, с которыми мы общались, жили в других районах.
Наверняка они тут другие, на такие, как мы. Но я не уверена, что это "другое" лично мне бы очень понравилось. Меня пугают слишком религиозные люди. Наши друзья сами говорили о своих земляках, что те не умеют радоваться жизни. У них даже сейчас чуть ли не на каждом углу развешены плакаты для траура Ашуры, хотя до него летом было еще полгода. Я не могу даже мысленно принять этот вечный траур и массу жестких запретов.
А еще эта узость, эти закоулки. Ну, не знаю я, хорошо ли человеку расти в месте, похожем на лабиринт. Может быть, лучше, чем в хрущевке, но я не уверена.

2010-10-11 22:02 (UTC)
- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com
Я почти всю свою сознательную жизнь прожила среди чужаков и знаю какие они бывают "другие". Но иранские, думаю, намного более "другие", мне даже представить сложно.
Думаю что не надо бояться религиозных людей, к какой бы религии они не принадлежали. Я лично боюсь не религиозных :)
А Ашура, да, думаю жутковатая штука. Вы пожалуй правы, всё это откладывает самый неожиданный отпечаток на жизнь людей, нам их сложно понять.

2010-10-12 08:41 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Я чуть позже напишу, с какого рода религиозностью мне однажды пришлось столкнуться (собственно, я уже давно написала, но выложить хочу после фотографий). Это не совсем то, о чем Вы говорите. Не глубокое понимание (или хотя бы попытки понимания) чего-то не-мирского, а тупость+фанатизм+самоуверенность. Конечно, не все такие. Но поди знай, какая именно религиозность обнаружится в данном конкретном случае. Поэтому не очень хочется мне общаться с явно религиозными людьми. Хотя, конечно, те, которые религиозны только местами, по-моему, еще хуже. Те, кто говорит "вот тут я делаю так, потому что это надо по религии, а тут я все нарушу, потом помолюсь и бог меня простит". От этих вообще лучше бежать.

2010-10-12 14:04 (UTC)
- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com
А "явно религиозных" и не бывает. Настоящая религиозность это работа души, очень- очень интимный процесс, никогда не выставляемый напоказ.
От тех людей о которых Вы пишите действительно лучше бежать. Я с такими не сталкивалась никогда.
И да, мне тоже кажется что "тупость+фанатизм+самоуверенность" должны быть распространены среди мусульман по очень очевидным причинам. Такие ещё хуже тупых и самоуверенных атеистов.
А где вы писали про эту религиозность, ссылку не дадите ?

2010-10-12 14:13 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Я еще не выложила то, что написала. Вначале хочу описать достопримечательности. Просто то впечатление было настолько ярким, что написалось как-то само и очень быстро. Мне не хотелось начинать рассказы об этой поездке с явного негатива. Вначале покажу все хорошее (не все, конечно, все не покажешь, но хотя бы как можно больше хорошего).
Мусульманам достаточно трудно не выставлять свою религиозность на показ. Ну, в том смысле, что одежда ж. И борода. Понятно, что ни чадра, ни борода не демонстрируют то, что происходит в душе. Но я называю религиозными, в первую очередь, тех, по ком это видно. Если иранка носит чадру, то религиозной она, ну, по крайней мере, себя считает. Значит, по идее, и окружающие должны так считать.

2010-10-12 14:18 (UTC)
- Posted by [identity profile] cbba.livejournal.com
Понятно, ну тогда буду оставаться на Вашей волне :)

2010-10-12 14:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Оставайтесь, конечно. Мне это всегда приятно :)

2010-10-10 17:51 (UTC)
- Posted by [identity profile] adjanta.livejournal.com
Очень любопытная эта серия рассказов про Язд, спасибо!

2010-10-11 15:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете. Мне очень приятно, что есть люди, кому это также интересно, как и мне :)

2010-10-12 13:45 (UTC)
- Posted by [identity profile] satanakoga.livejournal.com
Какой игрушечный старый город) Похож на пластилиновый

2010-10-12 14:03 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Да, что-то есть :)

2010-11-27 18:58 (UTC)
- Posted by [identity profile] ybivan.livejournal.com
Це эсть саман. В Йемене из него до 10 этажей строили ещё в начале тысячелетия. Некоторые дома до сих пор стоят, и в них люди живут, ага. Багдад, наверное, тоже когда-то был таким - именно Аладдиновский Багдад, с супер-высокими крышами, и глубокими-глубокими переулками. Его просто рушили чаще.
Технология простая - глина+какая-нибудь трава (если есть). Если есть трава - раствор покрепче. Можно кирпичи лепить, можно прямо так лепить. Кирпичи быстрее заготовить массово и быстро укладывать, зато если лепить прямо сырую массу - получается сейсмостойкий монолит. Из него и строят много этажей. Ну, плюс где земля дорогая - Багдад тот же, или города в Аденском проливе.

2010-11-27 19:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Выглядит это все именно что сказочно, по-алладиновски :)

2010-11-27 19:40 (UTC)
- Posted by [identity profile] ybivan.livejournal.com
Да уж, такое ведь и в нашей южной тайге возвести можно. И ведь строят люди - действительно сказочные домики получаются. У нас предпочитают цельнолепные конструкции - вот уж где простор для творчества.

2010-10-12 21:34 (UTC)
- Posted by [identity profile] kador.livejournal.com
спасибо за возможность заглянуть в тот мир.
Очень интересно!

2010-10-13 10:19 (UTC)
- Posted by [identity profile] anoushe.livejournal.com
Спасибо, что читаете :)

Profile

anoushe: (Default)
anoushe

July 2020

M T W T F S S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
2728293031  

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit